Общенациональная газета
Республики Ингушетия

Мелодия народной души

В Ингушетии успешно реализован проект «100 лучших ингушских песен»

25.07.2024 13:17

Замечательный проект, приуроченный к 100-летнему юбилею ингушской государственности, реализовали в Доме народного творчества и культурно-массовых мероприятий Ингушетии. Руководителем и автором этого проекта, благодаря которому родился на свет сборник «100 лучших ингушских песен», стал заслуженный работник культуры Ингушетии Ильяс Евлоев. В сборнике представлены народные и авторские песни, отражающие разные этапы становления и развития государственности ингушского народа, а также повествующие о различных исторических процессах, повлиявших на жизнь ингушей и нашедших живой отклик в народной душе.

Проект Ильяса Евлоева, несомненно, является важным вкладом в сохранение и популяризацию богатого культурного наследия Ингушетии. Он способствует многоаспектному изучению народной песенной культуры ингушей в её связи с историей, духовной и материальной культурой, национальной психологией и менталитетом.

Автор проекта многие годы занимается изучением культурно-исторического наследия ингушского народа, исследует малоизученные страницы прошлого, делая их доступными для всех желающих. Его исследовательская деятельность, направленная на популяризацию ингушской культуры, помогает сохранять и передавать будущим поколениям знания о прошлом своего народа.

«Обращаясь к исследовательским материалам начала прошлого столетия, следует отметить, что ученых, лингвистов, фольклористов заинтересовал такой жанр ингушского фольклора как «Илли», который относится к героико-эпическому песенному жанру, - пишет Ильяс Евлоев в своем предисловии к сборнику. - Основные принципы «Илли» - это тематика, сюжетная линия и образы, что формируют свой, особый стиль, простой и в то же время выразительный, наполненный символической информацией. В этом жанре авторы изобилуют метафорами, сравнениями, перифразами. Не обладая знаниями в этой области, наши далекие предки на интуитивном уровне руководствовались этим алгоритмом в своем устном творчестве, в частности в «Илли». Более детально об этом пишут в своих трудах известные ингушские ученые 3.К. Мальсагов, Х.- Б. Ш. Муталиев, Х. С. Осмиев, М.А.Матиев и другие. Фундаментальные труды в этой области написал и известный ингушский ученый И.А. Дахкильгов.

«Илли», как ни одна другая выразительная форма, действовал на массы, пробуждая в них чувства справедливости, героизма, патриотизма. В них красноречиво, а порой и аллегорически выражалось отношение народа к историческим фактам, общественно-политическим событиям, героям. В них воспевались нравственные идеалы народа.

Как известно, период с середины XIX века и до первой половины XX века был насыщен различными процессами, повлиявшими на жизнь горцев, в том числе и ингушей. Многие из них легли в основу новых «Илли», сложенных народом и передаваемых из уст в уста, но, к большому сожалению, как раз к этому времени «Илли» в классическом его понимании уже перестает существовать по ряду причин.

В последующем, общественно-политические и социальные процессы формируют новую поэтику народа. Рождаются новые произведения, повествующие о жизни, трудовых подвигах, о романтических чувствах и так далее. Особое место в творчестве народа занимает политическая лирика - баллады революционного толка, о народном сопротивлении феодалам и царскому самодержавию, где центральной фигурой всегда выступает образ абрека.

К слову сказать, «абречество» в народных фольклорных произведениях занимает особое место. По своему содержанию и идейно-художественному замыслу они тесно взаимосвязаны с историческими фактами и героями той или иной эпохи. Этот лейтмотив позже прослеживается и в песнях советского периода, в контексте темы депортации ингушского народа».

Ильяс Евлоев отмечает, что и современное поэтическое творчество ингушей практически всегда обращено к фольклорным образцам. Из фольклора черпают свое вдохновение многие композиторы, мелодисты, поэты и писатели не только в Ингушетии, но и во всем мире. Ведь не секрет, насколько богат фольклор в плане эпитетов, метафор, точных описаний, гиперболизации образов и характеров. Современные ингушские эстрадные исполнители в большинстве своем так же охотно обращаются к фольклорным песням и к стихам, написанным в этой форме.

Автор проекта обращает внимание на то, что эпитеты в устном народном творчестве и в произведениях современных авторов играют важную роль при создании образов героев и описании деталей их внешнего вида. Набор этих эпитетов остаётся практически неизменным: они формируют положительный портрет главного героя и демонизируют его антипода. Большое внимание уделяется одежде, амуниции и украшениям персонажей. Богатый источник самобытного, неповторимого и образного языка народа представляет собой лексика народных шуточных песен.

В качестве одного из примеров Ильяс Евлоев приводит популярную в настоящее время песню из репертуара заслуженной артистки России Раи Евлоевой «Майра кIант» («Доблестный джигит»). Вот уже почти полвека это музыкальное произведение не выходит из репертуара артистов. Секрет его успеха, по мнению исследователя, заключается в том, что автор стихов, известный ингушский поэт и прозаик Магомет-Саид Плиев умело использовал в своем тексте жанровые особенности, а композитор следовал его идейно-художественному замыслу.

Автор проекта «100 лучших ингушских песен» акцентирует внимание читателей на фольклоре, являющемся богатейшим пластом народной культуры ингушей и оказавшем влияние на поэтическое слово и национальное музыкальное искусство. Он отмечает, что в эпоху научно-технического прогресса, когда синтезированная компьютерная музыка всё больше заполняет музыкальную сферу, ингушские артисты сохраняют свою приверженность национальным музыкальным традициям.

«Как некогда говорил известный исследователь Д.Д. Мальсагов, для нас фольклор имеет большое значение не только в деле изучения ингушского языка и формирования ингушской литературы, его знание необходимо и при изучении истории ингушей, - пишет Ильяс Евлоев. - Действительно, фольклор является бесценным источником исторической информации о жизни, быте, традициях, обычаях, культуре народа.

Из фольклора мы черпаем знания о родном языке, многие архаизмы вернулись в обиход благодаря фольклорным произведениям. Сборник «100 лучших ингушских песен» станет музыкальной летописью вековой истории ингушского народа. В него вошли бесценные сокровища народного фольклора, произведения, написанные в начале века и современные авторские песни, в которых четко и тесно прослеживается преемственность поколений литераторов и музыкантов. В этих песнях вполне читаемы образы героев, черты характера, морально-нравственные и этические идеалы народа, особенности языка, в общем, в них воссоздан национальный портрет.

Неоценимый вклад внесли в дело сохранения и поиска памятников устного народного творчества известные ингушские исследователи: просветитель, этнограф Чах Эльмурзиевич Ахриев и собиратель фольклора, лингвист Магомед Ижиевич Джабагиев. Благодаря их трудам, многие произведения дошли до наших дней, и некоторые из них вошли в этот сборник. Особенно хочется отметить балладу «Плач слепой Саи», в некоторых источниках она обозначена как «Плач матери». Здесь мы увидим, какой образный язык использовали народные сказители».

Проект, родившийся в стенах Дома народного творчества Ингушетии, - страстный призыв к соотечественникам изучать и ценить своё культурное наследие, передавая его будущим поколениям. Музыкальные произведения, включенные в сборник «100 лучших ингушских песен», отражают особенности ингушской музыкальной традиции, её неповторимый колорит и эмоциональность.

Ильяс Евлоев с неподдельной теплотой рассказывает о композиторах и авторах, чьи произведения вошли в сборник. Посвятив свою жизнь развитию и сохранению ингушской музыкальной культуры, они оставили после себя наследие, являющееся бесценным богатством, выражающим глубину мысли и души ингушского народа, подчеркивает он.

У читателей будет возможность еще раз прикоснуться к биографиям певца, поэта и композитора, заслуженного артиста ЧИАССР и РСФСР Ахмеда Эльмурзиевича Хамхоева, легендарного ашуга, народного артиста ЧИАССР и заслуженного артиста РСФСР Идриса Боскаровича Цицкиева, заслуженной артистки России, народной артистки Чечено-Ингушской АССР и Республики Ингушетия Раи Ахметовны Евлоевой.

Возможно, многие откроют для себя что-то новое и в творческих биографиях талантливых ингушских композиторов Тамерлана Дзейтова, Евы Мальсаговой, Заремы Мальсаговой и Лемки Султыговой, которые служат высокому искусству в наши дни. Многие их песни, сочетающие в себе глубокое понимание национальных традиций и современный художественный подход, также вошли в сборник.

Проект «100 лучших ингушских песен» не обошел вниманием тех замечательных представителей Ингушетии, которые внесли неоценимый вклад в культуру и искусство. Среди них заслуженный работник культуры ЧИАССР, народный артист Ингушетии Борис Хамхоев, известный ингушский тенор Бембулат Тимурзиев, оперный певец, народный артист Ингушетии Амирхан Оздоев, выдающаяся органистка, народная артистка России, профессор Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Любовь Шишханова, ушедшая из жизни в ноябре прошлого года, а также Осман Имагожев - народный артист Ингушетии, Мадина Инаркиева-Хашагульгова - заслуженный деятель искусств Ингушетии, Хадишат Ахциева - народная артистка Ингушетии, Тамара Яндиева - народная артистка России, Тамара Инаркиева - пианистка, заслуженный деятель искусств Ингушетии, Асета Колоева - первая ингушская арфистка, которая сегодня с успехом выступает на лучших концертных площадках мира, и другие.

Останавливаясь на героико-патриотической теме в ингушских народных и авторских произведениях, Ильяс Евлоев уделяет также внимание лирическим, заводным (плясовым) песням, музыкальным произведениям современных авторов, что, несомненно, делает проект «100 лучших ингушских песен» всеобъемлющим. По сути, это комплексное исследование, которое охватывает различные аспекты национальной песенной культуры.

В этой связи хорошо представляется, что и отсылка автора проекта к героическому нартскому эпосу ингушей, к образам его героев, является не только вдумчивым рассмотрением проблемы историзма художественного языка, положенного в основу песен прошлых времен. С этого ракурса наиболее отчетливо можно рассмотреть современное состояние жанра, его связь с историей, духовностью и культурой ингушского народа.

Нельзя не отметить, что литературные тексты песен, вошедших в сборник, изложены на двух языках: ингушском и русском. Увлеченно работая над переводами, основываясь при этом на глубоком понимании культурного наследия своего народа и руководствуясь страстным стремлением сделать его доступным для широкой аудитории, Ильяс Евлоев приложил немало усилий и знаний, чтобы передать читателю музыкально-поэтическую лексику и философию ингушского народа. Тексты песен, написанные на двух языках, позволяют по достоинству оценить богатство ингушской культуры и её влияние на современное национальное искусство, дают читателям возможность глубже погрузиться в мир национального музыкального искусства и лучше понять его особенности.

«Наш сборник содержит лишь часть песенного разнообразия ингушского народа, - говорит Ильяс Евлоев. - К сожалению, многие образцы народно-песенного искусства утеряны, и в контексте данного труда нет смысла говорить о причинах и последствиях. Сейчас же перед нами стоит задача сохранить для будущих поколений бесценный, самобытный народный фольклор и современные произведения, зародившиеся на его основе».

Сборник «100 лучших ингушских песен», огромная художественная ценность которого не вызывает сомнений, представляет собой уникальное собрание музыкальных произведений, отражающих состояние народной души. Он будет интересен всем, кто занимается изучением культуры и истории народов Кавказа, фольклора, этнографии и музыкальной культуры Ингушетии, а также сохранением и передачей традиций ингушского народного пения.

Подпишитесь на электронную газету

(PDF) версия еженедельной общенациональной газеты «Сердало» и получайте свежие номера не выходя из дома!

Подписаться