Сборы и платежи
В Ингушетии за полтора года сократили на 4,4 млрд рублей долговые обязательства
Работу органов местного самоуправления по расширению налоговой базы, уровень поступления налоговых платежей и прогноз их увеличения на 2021 год, результаты деятельности Управления Федеральной налоговой службы по республике по сбору налогов во внебюджетном секторе за первый квартал 2021 года, борьбу с правонарушениями в сфере потребительского рынка и другие вопросы снижения его дотационной составляющей бюджета обсудили на совещании в Магасе под председательством Главы Ингушетии Махмуд-Али Калиматова, сообщили газете «Сердало» в пресс-службе руководителя региона.
Глава Ингушетии отметил, что ситуация в сфере финансов была не самая лучшая, но удалось добиться позитивных изменений. В результате целенаправленной работы в 2020 году мы не только не допустили увеличения объема долговых обязательств, но и сократили его с 11,8 млрд рублей (по состоянию на 1 июля 2019 г.) до 7,4 млрд рублей (по состоянию на 1 января 2021 г.), т. е. за полтора года он уменьшился на 4,4 млрд рублей.
По словам Калиматова, для наращивания доходной части бюджета нужен соответствующий контроль государственных органов за полнотой уплаты налогов строительными компаниями, АЗС, крупными торговыми предприятиями, продовольственными рынками.
Данные по исполнению в полном объеме запланированных показателей доходной части бюджета в своем докладе озвучил заместитель министра финансов региона Магомет Костоев.
В частности, он отметил, что по результатам работы Управления Федеральной налоговой службы по Ингушетии за первые три месяца текущего года налоговыми органами мобилизовано в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов и страховых взносов в сумме 2339,6 млн рублей (без акцизных сборов). Из них в федеральный бюджет за январь—март поступило 298,4 млн рублей, что на 81,1 млн рублей или на 37,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года, в республиканский бюджет — 933,2 млн рублей, что на 84,8 млн рублей или на 10% больше, чем за те же месяцы 2020 года.
Сообщается, что поступления в территориальный бюджет вместе с доходами от уплаты акцизов на нефтепродукты на 1 апреля 2021 г. составили 1107,4, что на 9% больше, чем в аналогичный период прошлого года.
Относительно задолженности по налоговым платежам в консолидированный федеральный бюджет, докладчик отметил, что на 1 января 2021 г. она составляла 4 021 млн рублей, что на 932,8 млн рублей меньше, чем по состоянию на начало 2020 года. Сокращение на 18,8% обеспечило перевыполнение в 6,2 раза показателя снижения, установленного коллегией ФНС России. Таким образом, Ингушетия — на первом месте в СКФО по снижению совокупной задолженности — процент снижения задолженности больше, чем средний по СКФО на 16,2% , при том что в целом по РФ фиксируется рост задолженности на 4,9%.
Оценку системы налоговых сборов и предложения по повышению доходной части республиканского бюджета представил первый вице-премьер Ингушетии Олег Фурсов. Были отмечены позитивные изменения и недостатки, в направлении которых необходимо усилить работу, определены участки налогового потенциала региона.
Зампред подчеркнул, что, благодаря скоординированной работе заинтересованных структур удалось к концу года превысить плановые показатели по сбору ряда налогов.
По муниципалитетам также произошел рост по различным видам налоговых и неналоговых платежей.
Также стоит упомянуть недоимку по штрафам, начисленным федеральными органами за 2018-2019 гг., которая была погашена в объеме 304,7 млн рублей (98%) из 310,9 млн руб.
Примером слаженной и успешной работы, по словам вице-премьера, может служить также кампания по инвентаризации АЗС и АГНЗС в рамках увеличения поступлений в дорожный фонд, проведенная по поручению Главы республики. В результате количество заправочных станций на налоговом учете последовательно увеличивалось.
Вместе с тем, в числе отрицательных явлений — увеличение недоимки, подлежащей взысканию УФССП по линии мировых судей: из 447,163 млн рублей, направленных мировыми судьями в УФССП с 2018 по 2020 гг., взыскано последними 17,487 млн рублей (4%). При этом процент взыскиваемости каждый год падает.
В сфере торговли также существуют нарушения. Девять крупнейших торговых центров заплатили в бюджет республики 12,9 млн рублей. При существующей проходимости, по мнению Олега Фурсова, цифра выглядит явно заниженной.
Всего, по данным регионального министерства промышленности и цифрового развития, в республике действуют 68 крупных торговых и 8 региональных сетевых предприятий.
Также зампред назвал важным фактором пополнения бюджета поддержку и развитие промышленных предприятий. Их ритмичная работа, по его словам, зависит только от бесперебойности поставок энерго- и иных ресурсов.
«По итогам 2020 года резиденты промплощадок заплатили только налог на прибыль в размере 33,2 млн рублей, не считая земельного налога и отчислений в фонды и НДФЛ. С вводом в эксплуатацию 5 инвестпроектов к концу года только НДФЛ дополнительно может составить 43,9 млн рублей, а в 2022 году — уже 87,8 млн рублей, ежегодные отчисления налога на прибыль вырастут за 5 лет до 1,29 млрд рублей, за 10 лет — до 3,229 млрд рублей. И это вполне реальные цифры», — подчеркнул он.
К тому же, одним из главных факторов, ограничивающих экономическое развитие, остается теневая занятость. По оценкам Росстата, доля занятых в неформальной экономике составляет около половины работающего населения, а для Ингушетии показатель равен 76,14 тыс. человек. По данным Росстата, в 2019 году 37,2% доходов населения СКФО приходится на «другие источники» (теневые доходы) при среднем значении по РФ — 12,4%.
Махмуд-Али Калиматов подчеркнул, что работа по снижению долговых обязательств региона является лишь первым этапом в борьбе с его финансовой несамостоятельностью, в дальнейшем власти региона намерены сделать упор на устранение понятия теневой экономики, вывести фискальную систему на основательно новый уровень в целях обеспечения поступления необходимых на нужды Ингушетии средств.