Космический код ингушской поэзии
В Ингушетии прошла встреча, приуроченная к 80-летию со дня рождения Али Хашагульгова
В Доме культуры сельского поселения Яндаре Назрановского района Ингушетии в минувшие выходные представителей творческой и научной интеллигенции республики собрало мероприятие, приуроченное к 80-летию со дня рождения выдающегося ингушского поэта, прозаика и талантливого художника Али Хашагульгова. Организатором этой встречи выступила Хава Хазбиева, которая уже на протяжении многих лет занимается исследованием творчества Али Татаровича.
Хаве Хазбиевой, ставшей биографом поэта, прежде уже удалось осуществить ряд проектов, направленных на популяризацию творчества Али Хашагульгова. Встреча в Яндаре стала стартом нового проекта, с которым она приехала в Ингушетию. Накануне 80-летнего юбилея мастера художественного слова Хава намерена провести целую серию подобных мероприятий, на которых будет идти проникновенный разговор о судьбе и творчестве поэта, чья жизнь была наполнена противлением злу, борьбой с несправедливостью, бесконечной любовью к своему народу, преодолением тяжелых испытаний и непреходящим трагизмом.
Новый проект Хавы Хазбиевой не случайно стартовал в Яндаре. Именно в этом старинном ингушском селении родился 24 июня 1943 года будущий поэт, придавший национальному поэтическому слову всеобъемлющее звучание и оставивший после себя богатейшее творческое наследие, которое в силу разных обстоятельств до сих пор остается не до конца изученным.
Как я уже писал однажды, творчество Али Татаровича стоит особняком не только в ингушской литературе, но и в литературе народов Северного Кавказа, поражая своим масштабом, наполненностью, образностью и глубокой философичностью.
Некий космический код, присутствующий в поэзии Хашагульгова, заложен и в его живописных работах. Сакральный, глубинный смысл этого кода не поддается прочтению с наскока. И вовсе не потому, что это какое-то элитарное искусство. Хашагульгов был напрочь лишен каких бы то ни было претензий на собственную избранность. Тем не менее, есть вещи, которые доступны пониманию лишь тех, кто прошел определенный этап духовного и нравственного взросления. Об этом, кстати, хорошо сказала на встрече в Яндаре известный искусствовед, кандидат философских наук, заслуженный деятель искусств Ингушетии Хава Акиева.
Встреча в Яндаре началась с демонстрации фильма Хавы Хазбиевой «Свобода. Родина. Язык», посвященного Али Хашагульгову. Напомню, что в этом фильме, снятом несколько лет назад, о жизни и творчестве Али Татаровича рассказывают главный редактор журнала «Звезда» Яков Гордин, историк Александр Даниэль, с отцом которого — Юрием Даниэлем — судьба свела Али Хашагульгова в Мордовском лагере, где они вместе отбывали срок, профессор Театрального института им. Бориса Щукина Николай Поглазов, познакомившийся с Али Хашагульговым в бытность его преподавательской деятельности в институте, где тогда открылась ингушская студия, худрук Санкт-Петербургского Интерьерного театра Николай Беляк, заслуженная артистка России Лариса Дмитриева, писатель Исса Кодзоев, арестованный вместе с Али Хашагульговым в 1963 году за «антисоветскую агитацию», поэт Рамзан Цуров, переводивший стихи Али Хашагульгова, профессор Хадишат Точиева, автор многих научных работ, посвященных творчеству Али Хашагульгова, а также сестра поэта Хава Мизиева.
Хава Хазбиева презентовала собравшимся и свой новый проект — аудиокнигу с поэтическими произведениями и живописными работами Али Хашагульгова. Кроме того, участники встречи смогли увидеть фрагменты из спектакля Санкт-Петербургского Интерьерного театра «Обнять солнце» в постановке Романа Бахусова.
Говоря о своей работе, в которой он обратился к творчеству Али Хашагульгова, Роман Бахусов в мае 2021 года отмечал: «Это спектакль-притча о внутренней свободе, которую удается обрести поэту вопреки ужасу лагерного существования. Поэзия и искусство стали его убежищем, его путеводной звездой, его способом сохранить в себе человечность, любовь к миру и веру. Два актера, два голоса — мужской и женский — пытаются воплотить на сцене образность и подлинность поэтического слова Али Хашагульгова — и с его помощью найти свой путь к свободе: личной, гражданской и экзистенциальной.
Спектакль Интерьерного театра «Обнять солнце» поставлен по стихам ингушского поэта, художника и философа А. Т. Хашагульгова из цикла «Время виселицы». В 1963 году 20-летний Али был осужден по статье 70 УК РСФСР за «антисоветскую агитацию и пропаганду». Четыре года он провел в заключении в Дубравлаге в Мордовии. Именно там, в исправительно-трудовой колонии для осужденных за «особо опасные государственные преступления», и был создан поэтический цикл, легший в основу нашего спектакля».
Родные и близкие поэта, деятели науки, культуры и искусства на встрече в Яндаре читали стихи Али Хашагульгова и говорили о его гражданском подвиге. После освобождения из Дубравлага Али Татаровичу категорически отказали в восстановлении на учебу в Грозненском пединституте, он был надолго лишен возможности издавать свои произведения, ему вообще многое было запрещено.
Но поэт продолжал творить без права быть услышанным, и сегодня его поэзия заключает в себе живую материю ингушского языка с её вековыми корнями, остающуюся для большинства носителей этого языка, к сожалению, недоступной.
Рассуждая об этом в одной из своих работ, профессор Хадижат Точиева писала: «Али Хашагульгов — языкотворец, возрождающий язык, придающий ему живую силу. Это тяжкое бремя, ибо это сфера не только поэтическая. Она связана с длительной работой по собиранию словаря, семантической и фонетической обработкой, реанимацией целых языковых пластов, связанных с духовной и культурной жизнью. Поэт велик, если ему удается выразить особенности национального сознания, мышления. Изобразительность языка — это фокус преломления мира в сознании народа. Поэт, который сумел показать, как видит мир его народ, и есть национальный поэт. В поэтическом мире Хашагульгова перед нами предстает полузабытый мир, в котором соединены языческие образы и символика с очень конкретной реальностью. Простота и наивность соседствуют со сложной ассоциативной, абстрактной символикой, а философская глубина и обобщения присутствуют в пейзажной и любовной лирике».
Борясь за выживание, Али Хашагульгов в разные годы работал сторожем, дорожным рабочим, трудился в Назрани на заводе «Электроинструмент», был сельским учителем, переводчиком Чечено-Ингушского издательства, корректором газеты «Сердало». Признание придет к нему многим позже. Он станет главным редактором детского журнала «СелаIад» («Радуга»), членом Союза писателей и Союза художников России.
В 1985 году выйдет его первый поэтический сборник «Страна гор». На выставках в Грозном и Москве посетители увидят его наполненные светом картины. Но потом произойдут кровавые события в Пригородном районе, начнутся военные действия на территории Чечни, огонь которых уничтожит архив и многие живописные работы Али Татаровича.
Последние годы своей жизни он проведет вместе с семьей в общежитии Щукинского театрального училища, будет преподавать в Москве родной язык талантливым воспитанникам ингушской национальной театральной студии. Об этом периоде жизни Али Хашагульгова рассказала на встрече народная артистка Ингушетии, художественный руководитель Русского государственного музыкально-драматического театра Зара Аушева-Базоркина, которая в ту пору училась у него.
Зара исполнила для участников встречи песню, написанную на стихи Али Хашагульгова. Еще одно музыкальное произведение, созданное на слова поэта, прозвучало здесь в исполнении Лолиты Хашагульговой — солистки Государственной филармонии Ингушетии им. Ахмета Хамхоева.
«Через национальную поэзию, литературу и искусство сохраняются язык, традиции и дух народа. Говорят, что народ, который теряет свой язык и традиции, становится ресурсом для других народов. Нам нужно сделать все возможное, чтобы ингушей не постигла такая печальная участь. Мы должны сохранить себя, а для этого должна быть непрерывная связь поколений. Поэт, как и любой творческий человек, обладает своим видением, собственными мыслями и идеями, которые он хочет донести до окружающих. Сохраняя литературное наследие Али Хашагульгова, анализируя его творчество, мы обогащаемся, и наше общество должно прийти к пониманию того, насколько это важно», — сказал в завершение встречи известный российский ученый-физик, член-корреспондент и профессор Российской Академии наук Тагир Аушев.