Наследие выдающегося ученого
В Ингушском научно-исследовательском институте им. Чаха Ахриева прошел круглый стол, посвященный 50-летию выхода книги Е. И. Крупнова «Средневековая Ингушетия»
Вчера в ленте новостей мы сообщали о круглом столе, посвященном 50-летию выхода книги Евгения Игнатьевича Крупнова «Средневековая Ингушетия», который прошел в отделе этнологии Ингушского научно-исследовательского института им. Чаха Ахриева. Выдающийся советский историк и археолог Е. И. Крупнов оставил яркий след в отечественной науке, став одним из авторитетнейших специалистов в области древней и средневековой археологии Северного Кавказа и этногенеза кавказских народов. Книга «Средневековая Ингушетия» увидела свет уже после кончины автора, в 1971 году. О научной деятельности и научном наследии выдающегося ученого читателям Общенациональной газеты «Сердало» рассказывает сегодня кандидат философских наук, заведующий отделом этнологии ИнгНИИ Борис Харсиев:
— Уроженец города Моздока Евгений Игнатьевич Крупнов всю свою научную деятельность посвятил изучению кавказских древностей. Еще до Великой Отечественной войны он провел большую работу по изучению археологии и истории горной Ингушетии.
В послевоенное время Е. И. Крупнов продолжил археологическую практику, будучи руководителем Северо-Кавказской археологической экспедиции, которая под его руководством стала кузницей кадров для подготовки высококлассных специалистов-археологов. Отсюда вышла целая плеяда хорошо известных кавказоведов XX века, докторов исторических наук, таких, как Р. М. Мунчаев, М. Б. Мужухоев, В. И. Марковин, В. И. Козенкова, В. А. Кузнецов, В. Б. Виноградов, М. Х. Багаев и другие.
Е. И. Крупнов внес огромный вклад в изучение средневековой истории Ингушетии. Открывая совершенно новые археологические объекты, изучая башенную и склеповую архитектуру, он исходил пешком большую часть горной Ингушетии. Большое внимание уделял ученый и фольклорно-этнографическому материалу ингушей. Из числа своих учеников он вовлекал в процесс изучения истории края все новых и новых людей, представителей коренных народов.
В результате длительной работы Северо-Кавказской археологической экспедицией был собран значительный материал, что позволило сделать основополагающие шаги к созданию сводной научной истории края. Выводы, сделанные на данных научных экспедиций, полученных во второй половине XX века, нашли отражение в первом томе «Очерков истории Чечено-Ингушской АССР», вышедшем в Грозном в 1968 году. Содержание книги проясняет в значительной степени ряд важных вопросов истории, в том числе и такую важную проблему, как происхождение ингушей и чеченцев. В книге прослежена преемственность материальной культуры нынешнего населения Центрального Кавказа с населением древних времен эпохи появления металла.
Полученные в те годы результаты исследований по антропологии, языкознанию, этнографии нашего края позволяют сделать выводы, что культура нашего народа имеет местные корни, а сам народ принадлежит к одному из древнейших массивов Кавказа. Поскольку средневековая история и культура ингушей были почти не изучены, именно этому историческому отрезку времени Е. И. Крупнов посвятил свою монографию «Средневековая Ингушетия», расценивая ее всего лишь как первую попытку, как сформулировал сам автор книги, «дать посильное освещение этнической, социально-экономической истории и культуры части этого этнического массива».
Несмотря на скромную оценку собственных трудов, Е. И. Крупнову удалось реализовать многое из задуманного им. Многие изыскания получили отражение не только в монографии «Средневековая Ингушетия», но и в более раннем фундаментальном труде «Древняя история Северного Кавказа» (Москва, 1960 год), за который автор был удостоен Ленинской премии.
Научные исследования Е. И. Крупнова, не потерявшие и сегодня своей актуальности, стали руководством для нескольких поколений исследователей. Уважение к памяти великого кавказоведа поддерживается публикациями о нем и его вкладе в науку. Давно стали традиционными и «Крупновские чтения» по археологии Северного Кавказа.
Евгений Игнатьевич Крупнов уделял пристальное внимание памятникам средневековой Ингушетии, что дало ему возможность обосновать идею о перманентной преемственности генезиса и материальной культуры между предками современных ингушей и кобанской культурой до позднего средневековья. Аланские катакомбные могильники эпохи раннего средневековья имеют, по мнению ученого, прямые аналогии с археологическими погребальными памятниками горной Ингушетии. Ученый не исключал факт прямого участия средневековых аланов в этногенезе современных ингушей.
Новые археологические материалы, открытые в горной Ингушетии, согласуются с выводами Е. И. Крупнова, которые он сделал задолго до обнаружения подобных находок. Такого рода предвидения дают основание для дальнейшего развития науки, стимулируя новые открытия.
Следуя научному пути, проложенному замечательным ученым Е. И. Крупновым, отдел этнологии Ингушского научно-исследовательского института вносит свой посильный вклад в изучение средневековой культуры и социальной системы ингушей. Помимо многочисленного статейного материала в 2016 году под грифом института вышла монография «Этногенез ингушей и циркумкавказская провинция», осветившая вопросы истории, антропологии и древней культуры ингушей.
В настоящее время деятельность Северо-Кавказской археологической экспедиции проходит далеко за пределами ингушской археологической провинции. Вряд ли при жизни Е. И. Крупнова такое было бы возможно. Мы считаем, что первостепенной задачей для современных археологов-медиевистов является необходимость продолжить исследования, начатые Е. И. Крупновым в высокогорной зоне Ингушетии и всего Кавказа.