Драгоценное благо
В Исламе размышлениям придается большое значение
Все мы — создания Всевышнего, мы — часть этого мира, который принадлежит Ему. Не изучив себя самого, человек не сможет постичь других творений Аллаха. По милости Его мы наделены таким драгоценным благом, как разум, благодаря которому реализуются наши познавательные процессы.
В Коране много аятов, в которых некоторые вещи упоминаются как «знамения для размышляющих». Создается впечатление, что люди, которые размышляют, это особая группа, приближенная к Создателю. Передается, что Пророк Мухаммад (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Размышляйте о творениях Создателя, но не размышляйте о Создателе, потому что вы не сможете делать это, как полагается».
Несомненно, человеку очень важно осмысливать все, что происходит с ним в жизни. Сегодня, когда любая информация доступна в любом виде и в неограниченном количестве, нам необходимо найти правильные ориентиры, развивать мыслительные процессы, чтобы не потеряться в этом широком потоке.
Именно обращение к своему разуму, способность мыслить и отсеивать всё ненужное помогает человеку в принятии важных решений в жизни, дает уверенность в правильности выбранных жизненных принципов.
Во все времена умение критически мыслить позволяло человеку не идти на поводу активно навязываемых ему ложных ценностей. Если мы станем подчиняться собственному мышлению, мы обнаружим в себе особенную возможность — умение отличать истину от лжи, благо от вреда и, наконец, добро от зла.
В исламе размышлениям придается большое значение. Пророк Мухаммад (Да благословит его Аллах и приветствует) уединялся для размышлений в пещере Хира, городе Мекке, где Посланнику (Да благословит его Аллах) было ниспослано первое откровение через ангела Джибриля (Мир ему) от Всевышнего Аллаха.
Сподвижники, праведные предшественники и учёные первых поколений своим примером показывали, насколько важно размышлять. Один из известных праведных предшественников Хасан- аль-Басри сказал: «Лучше один час провести в размышлениях, чем ночь — в бдении».
Когда Всевышний сотворил Адама (Мир ему), Он поставил его перед выбором: разум, вера или совесть. Пророк Адам (Мир ему) выбрал разум, там, где присутствует разум, есть и совесть, и вера.