Общенациональная газета
Республики Ингушетия

Возрождение национальной аутентичности

В обрядовую культуру ингушей возвращаются старинные войлочные ковры

30.10.2022 17:58

Традиционной ингушской свадьбе всегда было присуще тщательное следование древним обычаям и традициям, которые дошли и до наших дней, придавая свадебному торжеству особую торжественность и зрелищность. В них — отражение многовековой истории ингушей и богатой материальной культуры народа. Об одном из древних обрядов, без которого не обходится сегодня ни одна современная ингушская свадьба, рассказывает газете «Сердало» известный ингушский этнограф, доктор исторических наук Зейнеп Дзарахова.

«Есть обычай, который пришёл к нам из древности, — встречать невесту у порога нового дома войлочным ковриком (ну-ферт). С правой стороны от дверей, у порога дома невесту ждёт девочка, которая расстилает перед ней этот коврик и кладёт на него новый веник. Веники (борца ну) в былые времена делали из высоких трав (борц). Эту траву выращивали многие, и ко дню свадьбы собирали новый веник со двора. Коврики использовали непременно войлочные, изготовленные из овечьей шерсти, что таило в себе поверья старины и надежды на то, что приход в дом нового человека будет благородным и щедрым. Ведь издревле предки ингушей считали, что наличие в доме овец несёт достаток и благополучие, а наличие шерсти и работа с ней — изобилие. Древняя традиция встречи невесты ковриком остаётся в силе и сегодня», — рассказывает наша собеседница.

К Зейнеп Дзараховой мы обратились не случайно. Давно увлеченная историей своего народа, ныне она является признанным мастером ингушского войлочного ковроделия, а в Республиканском Доме народного творчества руководит мастерской «Истинг», передавая секреты древнего национального искусства своим ученицам. К заслугам Зейнеп можно по праву отнести и то, что она придала аутентичность свадебному обряду, о котором мы сегодня говорим. Занимаясь научными исследованиями в области этнокультуры ингушей, она стала инициатором возвращения войлочных ковров в обрядовую культуру, не обойдя своим вниманием и ингушскую свадьбу.

В коллекции Зейнеп Дзараховой уже немало обрядовых войлочных ковров, и каждый из них по-своему уникален. Конечно, как и любой мастер, она бережно хранит свои творения, в которых растворилось тепло её рук и души. Но накануне каждого выходного дня в ней со всех концов Ингушетии едут за войлочным ковриком люди, в чьих домах намечается свадебный праздник. И Зейнеп никому не отказывает.

«Мы создаем коврики, которые стали желанными на ингушских свадьбах. У своих визитеров я обязательно уточняю село, где будет проходить свадьба, и фамилию хозяев дома, для того, чтобы подобрать ковер с орнаментом, соответствующим этой информации. Случается, что в день забирают у меня сразу несколько ковров. На одной свадьбе ковёр под названием «Мочхи-Юрт» встречает невесту, на другой ковёр «Той-Юрт» у порога, на третьей свадьбе — ковёр «Насыр-Корт» и т. д. Все эти ковры были зарисованы 100 лет назад, и сегодня они возвращаются в каждый дом с благородными пожеланиями, которые когда-то вкладывали в них старинные мастера древней ингушской земли», — говорит Зейнеп Дзарахова.

Юные мастерицы, ученицы нашей собеседницы, быстро осваивают ремесло национального ковроделия в мастерской «Истинг», успешно работающей под крышей Республиканского Дома народного творчества им. заслуженной артистки России К. А. Евлоевой. Их труд обязательно будет востребован, ведь войлочные ковры с национальными орнаментами активно возвращаются не только в обрядовую культуру. Всё чаще истинг становится желанным украшением в домах жителей Ингушетии, а также ценным подарком, которому будет рад любой человек.

Подпишитесь на электронную газету

(PDF) версия еженедельной общенациональной газеты «Сердало» и получайте свежие номера не выходя из дома!

Подписаться