Общенациональная газета
Республики Ингушетия

Искусство ингушского ковроделия

В РДНТ Ингушетии состоялась презентация «Антологии народной культуры»

23.10.2023 01:40

Презентация «Антологии народной культуры», выход которой стал одним из главных событий Года народного искусства и нематериального культурного наследия народов России, состоялась в Республиканском Доме народного творчества Ингушетии им. заслуженной артистки России К.А. Евлоевой. В эту Антологию, работа над которой объединила всю страну, были включены 100 шедевров нематериального культурного наследия народов России, и в их число вошла технология изготовления ингушского войлочного орнаментированного ковра истинга.

«Изготовление истингов в старину было распространенным женским ремеслом на территории всей Ингушетии. Войлочные ковры играли как практическую, так и декоративную функцию - ими не только утепляли, но и украшали жилище. Истинг мог стать достойным подарком на любое торжество - на свадьбу или, к примеру, к рождению в чьей-то семье ребенка. Лучшего подарка нельзя было и придумать.

Шерсть, необходимая для изготовления истинга, готовилась, как правило, целой группой женщин во главе с самой опытной мастерицей. Для валяния войлока отбиралось самое качественное сырье. Шерсть замачивали, стирали, высушивали, раздирали, расчесывали, складывали равными кусками и только затем приступали к изготовлению войлока. Если однотонный истинг был относительно прост в изготовлении, то над декоративным ковром предстояло не только изрядно потрудиться, но и проявить при этом незаурядный художественный вкус.

Орнамент мастерицы складывали из разноцветного войлока, который красился природными красками. На завершающем этапе этого трудоемкого процесса швы орнамента обшивали тесьмой», – рассказала Общенациональной газете «Сердало» директор РДНТ, заслуженный работник культуры Ингушетии Марем Котиева.

Вся технология изготовления ингушского национального войлочного ковра была тщательно восстановлена в стенах Дома народного творчества Ингушетии. На протяжении многих лет здесь работает мастерская «Истинг», руководит которой этнограф, доктор исторических наук Зейнеп Дзарахова. За время своего существования мастерская «Истинг» взрастила немало искусных мастериц, которые с помощью Зейнеп Дзараховой, для которой истинги стали и одним из направлений научных изысканий, овладели всеми секретами своих далеких предшественниц. Так традиционная технология ингушского национального ковроделия обрела новую жизнь, а теперь еще и получила официальное признание как составная часть богатейшего этнокультурного наследия российских народов.

Для Ингушетии, как, впрочем, и для всей страны, выход «Антологии народной культуры» стал одним из главных итогов Года культурного наследия народов России. Это подчеркнул на презентации заслуженный работник культуры Ингушетии Ильяс Евлоев, обращаясь к участникам мероприятия. «Наша многолетняя работа по возрождению и сохранению культурного наследия ингушского народа получила высокую оценку и признание. Большая заслуга в этом, несомненно, принадлежит Зейнеп Дзараховой и директору РДНТ Марем Котиевой, которые отдают все силы своему делу. Сегодня можно с удовлетворением говорить о том, что нам удалось не только возродить это традиционное ремесло, но и дать ему вторую жизнь», – отметил он.

Ведущие презентации Ильяс Евлоев и Зейнеп Дзарахова рассказали собравшимся обо всех этапах многотрудной, но интересной и увлекательной работы по возрождению технологии войлочного ковроделия ингушей. Их рассказ нашел живой отклик у собравшихся на мероприятии.

Среди участников презентации были председатель Общественной палаты Ингушетии Ляйла Амирханова, народный художник Ингушетии Муса Мартазанов, педагог, этнограф и поэт Султан Мерешков, его коллега по творческому цеху Дауд Хамхоев, члены региональных отделений Ассоциации антропологов и этнологов России и Союза женщин России, сотрудница Госансамбля «Ингушетия» Хадишат Досхоева и её коллеги, другие известные в республике деятели культуры и искусства.

На презентацию «Антологии народной культуры» пришли также первые выпускницы мастерской «Истинг» Мадина Имагожева, Лиза Харсиева, Зура Барахоева, Мадина Умарова и другие. Сегодня они уже признанные мастера, нашедшие себя в ингушском войлочном ковроделии. Позже им предстояло провести здесь мастер-классы по валянию войлока, по выкройке ковра и по сборке орнаментальных композиций. Все желающие имели возможность увидеть своими глазами разные этапы работы над истингом, попробовать свои силы и убедиться в том, насколько это кропотливый и ответственный труд, невозможный без настоящего вдохновения и понимания красоты, которое непременно должно жить в душе.

Организаторы мероприятия подготовили для его участников большую выставку ковров, изготовленных в мастерской «Истинг». Это было яркое и незабываемое зрелище. Не меньшее внимание привлекли к себе новые ковровые композиции, созданные Зейнеп Дзараховой на основе ингушских орнаментов. Их аутентичность позволяет каждому заглянуть в давние времена и увидеть полет творческой мысли ингушских ковродельщиц прошлого. Здесь же была представлена и целая коллекция ковров, которые сегодня часто используются на свадебных торжествах. Их красочное исполнение вызвало всеобщий восторг.

Делясь своими впечатлениями об увиденном, народный художник Ингушетии Муса Мартазанов отметил важность возрождения древних ингушских ремесел и промыслов, а также сохранения этнокультурного наследия Ингушетии.

О поддержке культурных традиций и необходимости передачи знаний о них будущим поколениям говорили в этот день многие. На презентацию «Антологии народной культуры» в Дом народного творчества Ингушетии пришли люди, по-настоящему неравнодушные и умеющие по достоинству оценить заслуги других.

Этнокультурное наследие ингушей, включающее в себя традиционные ремесла, народные промыслы, фольклор, музыку, танцы, национальную одежду и кухню, а также многие другие аспекты, определяет культурную идентичность и самобытность народа. И именно поэтому так важно сохранять его, по крупицам восстанавливая утраченное.

Следует помнить и о том, что на фундаменте культурного многообразия народов России, одним из явлений которого является сегодня искусство ингушского ковроделия, развивается межкультурный диалог и строится российская общность.

Подпишитесь на электронную газету

(PDF) версия еженедельной общенациональной газеты «Сердало» и получайте свежие номера не выходя из дома!

Подписаться