Войлочная летопись ингушей
В Сунже Ингушетии представили экспозицию из 100 ковров
Все жители нашего региона с нетерпением ждут замечательный праздник - 100-летие Ингушской государственности. В связи с событием такого высокого уровня Заслуженный деятель науки РИ Зейнеп Дзарахова презентовала экспозицию «Истинг. Войлочная летопись Ингушей» из 100 ковров ручной работы.
Ни для кого не секрет, что Зейнеп - истинный патриот, которая многие годы изучает историю своего народа, трудится над популяризацией ингушской культуры, в частности искусства изготовления войлочных ковров.
В феврале 2023 года мы впервые увидели альбом «Ингушские орнаменты. 1924», куда вошли 43 работы Хаджи-Бекира Ахриева. Во время археолого-этнографических экспедиций 1920-1922 гг. художник изобразил немало композиций, по праву ставших важным историческим свидетельством.
Основываясь на этих рисунках, Дзарахова сделала более 10 ковров. По словам самой мастерицы, успех данного альбома подарил ей надежду на то, что в конечном счете они с командой достигнут желаемого результата и относительно огромной юбилейной экспозиции.
Так и случилось, трудолюбие доктора исторических наук оценили по достоинству все гости, среди которых были Глава Ингушетии Махмуд-Али Калиматов, министр культуры РИ Залина Льянова, коллеги Зейнеп из Ассоциации ремесленников РИ, деятели культуры, политики, общественники.
Комментируя свое посещение мероприятия, руководитель региона был поражен мастерством художников мастерской «Истинг», сумевших не просто сшить ковры, но и передать смысл каждой детали. Данную инициативу Махмуд-Али Калиматов назвал настоящим путешествием в прошлое, возможность прикоснуться к корням нашей культуры.
Трудно переоценить вклад Дзараховой в культуру Ингушетии, ведь она, являясь руководителем мастерской «Истинг» при Республиканском Доме народного творчества Ингушетии, на протяжении многих лет продолжает возрождать когда-то забытое нами ремесло.
Посетители Государственной выставочной галереи полностью окунулись в удивительный мир, каждое творение искусства вызывало у них бурю эмоций, они тщательно разглядывали ковры, пытаясь уловить и понять тайный замысел автора.
Коллекция «По следам старинных фотографий» с точностью передает изображения с бумажного носителя. Работы, которые получили название «Лоаме», век назад были изображены в горной части Ингушетии.
«Наьсаре» - это уникальное достояние, созданное в городе Назрани. История ковров «Ангушт» начинается в первом ингушском поселении 20-х годов. Одними из самых популярных на сегодняшний день являются произведения культуры из категории «Свадебные коврики», они используются для старинной традиции ингушей «ну-ферт тассар».
- 10 лет назад на стартовой точке казалось невозможным собрать такую композицию, - признается Зейнеп Дзарахова.
Только вдумайтесь в эти слова. Сколько физических и моральных сил вложили ремесленницы, сколько раз опускали руки, вновь одушевлялись идеями, переделывали работы, пытаясь достичь совершенства!
Несомненно, это подразумевает, что цену истингу знает только тот, кто причастен к данному мастерству.
Почетную миссию по открытию экспозиции осуществила министр культуры. Первостепенно, она отметила, что на протяжении трех дней все желающие могут насладиться результатами деятельности мастериц истинга. Также Залина Льянова поблагодарила талантливую команду за все прекрасные творения, что украсили галерею в Сунже.
Истинг во все времена выделялся среди народных промыслов ингушей. Примечательно, что для валяния использовали только самую качественную шерсть. Ковры, которые планировалось класть на пол, валяли толще, настенные, наоборот, должны были быть тонкими.
Через такое искусство люди не только доносили свои понятия, но и молитвы, желания мира, добра, благополучия в хозяйстве и счастья в семье.
Зейнеп Дзарахова, будучи этнологом и доктором исторических наук, написала более 200 научных статей, выпустила альманахи и сборники, открыла мастерскую, входящую в список самых престижных и лучших творческих объединений Ингушетии. Среди всех ее достижений и регалий отдельное место отныне занимает экспозиция из 100 войлочных ковров, которую можно считать прекрасным, символичным подарком нашему краю на 100-летний юбилей.
«Это придумано не мной, однако видя все это, глаза радуются. Ингушские женщины вкладывали в обязательный атрибут дома глубину мудрости, эстетичности и вместе с тем боевой и непокорный дух народа.
Хочется верить в то, что подрастающее поколение продолжит развивать наш регион, при этом не забывая про историю и культуру», – подчеркнула этнолог.