Богатая история истингов
Выставка войлочных ингушских ковров «По следам старых фотографий» открылась в Доме народного творчества Ингушетии
В Республиканском Доме народного творчества Ингушетии им. заслуженной артистки Ингушетии К. А. Евлоевой открылась выставка «По следам старых фотографий», которая будет знакомить посетителей со знаменитыми ингушскими коврами-истингами, не сохранившимися до наших дней, но запечатленными в прошлом на фотографиях. Первым мастерская «Истинг», руководит которой в РДНТ известный этнограф, доктор исторических наук Зейнеп Дзарахова, представила ковер «Буру», восстановленный по старым фотографиям.
«На выставке «По следам старых фотографий» будут представляться ковры, обнаруженные нами на фотографиях из частных и государственных архивов, а затем скрупулезно восстановленные нашими стараниями. Экспозиция будет обновляться и продемонстрирует зрителям работу мастерской «Истинг», где мы не только обучаем древнему искусству ингушского национального ковроделия современных мастериц, но и проводим обширную научную работу по поиску фотоматериалов с изображением ингушских войлочных ковров», — рассказала газете «Сердало» Зейнеп Дзарахова.
У ковровой композиции «Буру» интересная история. Такое название этому ковру дал Хаджи-Бекир Ахриев — один из первых профессиональных ингушских художников, в свое время зарисовавший его во Владикавказе. Зарисовка этого ковра вошла затем в рукописный альбом «Ингушские орнаменты. 1924», в Большую Советскую Энциклопедию (1969-1978 годы) и в альманах «Декоративно-прикладное искусство Ингушетии» (1974 год).
Именно этот ковер оказался запечатленным в 1961 году и на фотографии директора Чечено-Ингушского государственного музея краеведения Жанеты Зязиковой с гостями музея и участницами III съезда женщин ЧИАССР.
«Автором ковровой композиции «Буру» была известная рукодельница и ковровщица Хази Ведзижева, — продолжает свой рассказ Зейнеп Дзарахова. — Валянием войлока и изготовлением орнаментированных ковров она была увлечена с юности, а в 20-х годах прошлого столетия изготовила два одинаковых ковра для своих сыновей.
Ковер «Буру» был бережно сохранен одним из сыновей прославленной мастерицы Идрисом Ведзижевым. Он долгие годы работал в Чечено-Ингушском радиокомитете. Впоследствии его дочь Тамара передала истинг, ставший семейной реликвией, на хранение в Чечено-Ингушский государственный музей краеведения».
К сожалению, ковер «Буру», как и другие бесценные экспонаты Чечено-Ингушского государственного музея краеведения, был навсегда утрачен в ходе боевых действий на территории Чеченской Республики в 90-х годах. Но благодаря неослабевающему энтузиазму, увлеченности и упорному научному поиску Зейнеп Дзараховой, сегодня мы имеем возможность вживую увидеть, как он выглядел. В мастерской «Истинг» знаменитый ковер воссоздали в трех разных размерах.
Возвращение истории — это возвращение к истокам, делающим полноводной и сильной реку жизни. Яркие образы прошлого, переживающие второе рождение в наши дни, всегда вызывают к себе большой интерес современников. Касается это и древнего ингушского искусства ковроделия, сохранившего для нас имена талантливых мастериц.
«Хази Ведзижева, ковер которой мы воссоздали, ушла из жизни в1976 году в возрасте 86 лет. Рассказывают, что она и в свои последние годы своей жизни вышивала без очков, а нитку вдевала в иголку просто на ощупь, совершенно не вглядываясь. Эта удивительная женщина была настолько влюблена в свое искусство, что завещала детям, чтобы в день похорон её несли на традиционном ингушском войлочном ковре...», — сказала в завершение нашей беседы Зейнеп Дзарахова.