Легенда национальной культуры
Заслуженная артистка России Рая Евлоева посвятила народному искусству Ингушетии всю свою жизнь
Сегодня исполняется 77 лет со дня рождения народной артистки Республики Ингушетия, заслуженной артистки Российской Федерации, выдающейся ингушской гармонистки, певицы, композитора и хореографа Клавдии (Раи) Ахметовны Евлоевой. Посвятив всю свою жизнь служению народному искусству, она оставила яркий, неизгладимый след в культуре ингушского народа.
«Интерес к национальной ингушской музыке Рая Евлоева проявила еще в раннем детстве, чтобы с годами отшлифовать свой природный музыкальный дар до совершенства и стать всенародной любимицей. Широкая известность, которая пришла к этому необычайно талантливому человеку, сыграла неоценимую роль в сохранении, развитии и популяризации народного искусства. Блестяще проявив себя в разных сферах искусства, Рая Евлоева остается для нас вдохновляющим примером для подражания. В начале нынешнего года огромный вклад Раи Евлоевой в сохранение и обогащение ингушской национальной культуры был по достоинству оценен. Распоряжением председателя Правительства Ингушетии её имя было присвоено Республиканскому Дому народного творчества. Это стало заслуженной данью уважения значительному вкладу К.А. Евлоевой в культуру Ингушетии, Кавказа и России в целом», — говорит директор РДНТ, народный артист республики Алаудин Эсмурзиев.
За годы своей увлеченной работы Рая Евлоева стала обладательницей целого ряда почетных званий. В 1983 году она была удостоена звания заслуженного работника культуры Северо-Осетинской АССР, спустя пять лет признание её заслуг было отмечено званием народной артистки Чечено-Ингушской АССР. Позже она становится народной артисткой Республики Ингушетия и заслуженной артисткой России. Среди многочисленных наград и творческих достижений, которыми отмечен жизненный путь К.А. Евлоевой, — лавры лауреата VI Артиады народов России, которые ей принесла номинация «Хореография. Лига мастеров. Гильдия профессионалов». На каждом этапе своей жизни Рая Евлоева продолжала доказывать окружающим высочайшее мастерство и подлинную преданность народному искусству.
«Рая была человеком доброй души и огромного благородства! Во всей ее жизни была одна тема — тема любви к национальному: к музыке, танцам. Она была многогранна: играла на гармошке, аккордеоне, фортепьяно, писала стихи, музыку, создавала сценические образы в танцах. Рая была человеком огромной энергии и души, честности, любви к искусству и любви к людям. Её жизнь, положенная на алтарь национальной музыкальной и хореографической культуры, всегда будет служить народу. Она была истинной ингушкой, любившей культуру своего народа не на словах, а на деле, и стала уникальным явлением в музыкальной и хореографической культуре Ингушетии. Ее яркий, своеобразный талант в сочетании с фанатичной любовью к национальному искусству заслуживает того, чтобы о ней говорили всегда, чтобы на её образе воспитывали подрастающее поколение. Рая ярко жила и тихо ушла. Ушла, оставив огромную любовь к себе в сердцах людей, благодарную память деятелей культуры и искусства и всех, кто хоть однажды имел возможность пообщаться с ней. В последние годы её жизни мы стали с ней особенно близки. Рая угасала, я с безысходностью это осознавала. Всё спрашивала о жизни, творчестве...», — делится своими мыслями этнограф, доктор исторических наук Зейнеп Дзарахова. Ученый посвятила К.А. Евлоевой одну из своих монографий.
Творческий дебют Раи Евлоевой состоялся в далеком 1961 году. Тогда она стала участницей праздничной новогодней программы, которая была подготовлена Грозненской студией телевидения. Потом была учеба в Орджоникидзевском культпросветучилище и в Краснодарском институте культуре, где она блестяще окончила вокальное отделение. Целеустремленность, постоянная работа над собой, любовь к искусству, навсегда поселившаяся в её сердце еще в юном возрасте, вели Клавдию Ахметовну Евлоеву к успеху.
Казалось, не знала края невероятная энергия этого удивительно талантливого человека. Она работала в Пригородном районе, в Назрани и в Грозном, радуя зрителей своим исполнительским мастерством. Несколько плодотворных лет Рая Евлоева провела в ведущем танцевальном коллективе бывшей Чечено-Ингушетии — ансамбле «Вайнах», стала его концертмейстером. В последующем оказалась у истоков зарождения Государственного ансамбля народного танца «Ингушетия» и Государственного фольклорного ансамбля песни и танца «Магас», создала также детский ансамбль гармонисток «Сатта», бережно взрастив немало талантливых учеников и учениц.
Возрождая к новой жизни ингушское фольклорное песенное и хореографическое искусство, Клавдия Ахметовна Евлоева написала более двух сотен песен на стихи русских, ингушских, чеченских и арабских поэтов. Её музыкальные произведения и хореографические постановки получили долгую жизнь, пользуются большой популярностью и в наши дни.
Великий Мастер сцены, Рая Евлоева оставила после себя огромный культурный пласт, над изучением которого еще долгие годы будут работать различные исследователи. И никогда не умрет народная любовь к этому неординарному человеку, сумевшему подчинить свою жизнь благородным целям и идеалам. Рая Ахметовна до конца пронесла высокую миссию хранительницы национальной культуры и стала светлой легендой ингушского искусства.