Воспоминания о пережитом
Жестокая правда сталинской депортации живет в каждой ингушской семье
Сталинская депортация, ставшая одной из самых трагических страниц национальной истории ингушского народа, оставила кровавые отметины в сердцах всех ингушей. Долгие десятилетия спустя боль утрат и лишений не потеряла своей остроты. Для новых поколений ингушского народа дата 23 февраля 1944 года — день скорби и поминовения невинных жертв государственного произвола.
В каждой ингушской семье живут воспоминания о страшной поре сталинского геноцида, дошедшие до сегодняшнего дня из уст старших. В них — жестокая правда жизни, которую должны знать и будущие поколения. В этой правде урок и назидание потомкам. В ней — голос мужественного поколения, не только выжившего в нечеловеческих условиях, но и сохранившего идентичность своего народа — его язык, культуру и национальное достоинство.
Алаудин Османович Курскиев — житель Назрани. Накануне очередной годовщины депортации ингушского народа он пришел в редакцию Общенациональной газеты Ингушетии «Сердало», чтобы поделиться своими воспоминаниями об отце, рассказать об услышанном от него о той поре, когда на ингушей обрушился молох сталинских репрессий.
Осман Эрмолаевич родился в 1910 году в селении Сурхахи. С юных лет приученный к труду, он трудился на земле и видел свое счастье в том, чтоб мир и спокойствие царили в родном краю. Мальчишкой ему довелось застать Гражданскую войну, которая принесла смерть и разорение в Ингушетию, вставшую на защиту советской власти. Тогда и окрепло в детском сердце желание украшать родную землю честным трудом.
Осман Курскиев вырос в настоящего хозяина этой земли, его мозолистые руки никогда не знали отдыха. Впитав секреты предков, которых веками кормила отеческая земля, он обладал завидным трудолюбием, хозяйской смекалкой и упорством, не боялся трудностей и со всей решимостью брался за любое дело. На момент национальной трагедии, разыгравшейся 23 февраля 1944 года, Осману исполнялся уже 34-й год. Он крепко стоял на ногах, но, как и все его соплеменники, совсем не был готов оказаться на краю пропасти бед и несчастий, уготованной сталинщиной ингушскому народу.
— Отец рассказывал, что в тот день всех мужчин их селения собрали в центре, на площади перед мечетью, — вспоминает Алаудин Османович Курскиев. — Там им и объявили об участи, которая их ожидает. Люди не могли ничего понять, а тем временем под прицел солдат НКВД был взят каждый сельский дом. У горцев изымалось оружие, которым они могли защитить себя и своих родных, а на сборы в долгий и неизвестный путь было дано совсем мало времени.
У отца во дворе стояли большие сапетки с кукурузой, зерном и семечками подсолнечника. Понимая, что происходит нечто ужасное, и впереди ингушей не ждет ничего хорошего, он вскрыл свои запасы урожая и обратился к соседям с призывом быстро разбирать их — кто сколько сможет. «Нашим детям и нам в пути потребуется пища, — сказал он. — Забирайте все!»
Постарался позаботиться отец и о своих родных. Семья у него была не маленькая и все старались держаться ближе друг к другу перед лицом неизвестности. Брат, младшая сестра, двоюродный брат, племянник и жена — заботы о каждом из них легли на плечи отца. Так все вместе и оказались они в далеком казахском Балхаше, преодолев вместе со своим народом смертный путь, оставлявший вслед за уходящим железнодорожным составом трупы людей, не выдержавших этого долгого испытания, которое длилось две недели.
По прибытии на место легче не стало. Морозная казахстанская зима явила свой суровый нрав горцам, выброшенным в снег. Без крова над головой, без возможности обогреться, без еды и медицинской помощи истощенные в долгом пути люди продолжали погибать.
— Отец не любил вспоминать о той страшной поре, которая принесла нашему народу неисчислимые беды и страдания, — продолжает Алаудин Османович. — Людей расселили в не приспособленных для проживания помещениях: в коровниках, сараях, школах, бараках, конторах по всему Казахстану. Первый год был самым трудным, многие погибли тогда от холода, голода и болезней. По весне ходили на колхозные поля собирать оставшиеся в земле зернышки, чтобы хоть как-то протянуть. Но это считалось в то время большим преступлением, за которое могли сурово наказать.
Жизнь была очень тяжелой, и однажды отцу предложили отдать детей в детский дом. Его возмутило такое предложение. Он был готов трудиться сутки напролет, чтобы обеспечить семью куском хлеба, и не щадил свое здоровье ради спасения близких. С большим трудом устроился на завод. Его двоюродный брат нашел работу в общепите. Мама первое время сидела дома с детьми, а потом тоже пошла работать уборщицей в школу.
У отца было четверо родных братьев. Один из них навсегда остался в казахстанской земле, оказавшейся для нашего народа второй Родиной. Он погиб вдали от Ингушского Отечества, встав в бессмертный строй многомиллионных жертв сталинщины. Самый младший брат отца погиб на фронте, сражаясь с немецко-фашистскими захватчиками на Украине.
Всю жизнь оставаясь настоящим мусульманином, отец никогда не терял веру в Милость Всевышнего Аллаха. Он с детства постигал основы ислама, и к зрелому возрасту прослыл знатоком вероучения. Поэтому люди нередко обращались к нему за советом, поддержкой и помощью.
Задумываясь о судьбе поколения моего отца, я часто думаю, что именно вера помогла им выжить в годы суровейших испытаний. Не знаю, много ли сейчас найдется таких прочных людей, которые, преодолевая невероятные трудности, ни разу в своей жизни не позволили себе проявить слабость. Не дай Аллах будущим поколениям нашего народа пережить что-то подобное...