Жемчужины народного творчества
Жители Ингушетии ценят и любят произведения фольклора
Каждая страна имеет свой уникальный фольклор. С первых дней жизни семья погружает детей в этот безмерно богатый мир народных сказаний и легенд. Не удивительно, что мы все так сильно любим народное творчество, ведь оно сопровождает нас везде и всюду, словно тень.
Сказки нравятся читателям всех возрастов. В ингушской литературе целая плеяда талантливейших писателей, которые внесли свой вклад в создание замечательных произведений. В этом плане необходимо отдать дань уважения Хамзату Осмиеву, Хаджи-Бекиру Муталиеву, Лиде Танкиевой (Цечоевой), Ибрагиму Дахкильгову, Ибрагиму Танкиеву и другим, которые в свое время серьезно занялись вопросом сохранения фольклорных историй.
Перед тем, как перенести древние сказания на бумагу, они сверяли несколько самых распространенных вариантов и прибегали к помощи и советам старшего поколения.
Другая категория творческих людей продвинулась в данном направлении, выпустив на свет свои собственные произведения. В школьные годы нас радовало знакомство со сказкой Магомед-Саида Плиева - «Миттар-питтар», Саида Чахкиева - «Шайтальг», Мурада Картоева - «Хьакъал дола бIийгаши Iовдала борзи».
Совсем недавно в одном из выпусков детского журнала «СелаIад» опубликовали работу Абдул-Хамида Барахоева «Цогилг», повествующую о похождениях известного лесного персонажа.
Вряд ли найдется человек, который не читал сказку «Хоза моза» под авторством Гирихана Гагиева. Если память не изменяет, в третьем классе мы заучивали ее наизусть и даже организовывали открытый урок, с театральными выступлениями, а также главными героями в лице школьников.
Они - талантливые писатели - оставили для грядущих поколений бесценный дар. Будем надеяться на продолжение их дела нашей молодежью.
Нужно отметить, что каждое новое поколение старается немного изменить установленные стандарты, и новое мышление иногда дает хорошие результаты. У некоторых литераторов и деятелей культуры получается идеальное сочетание двух эпох или направлений.
Хочется порассуждать о теме современного восприятия фольклора на примере спектакля Фатимы Ахкильговой «Похождения Храброго Кикилы».
Самые невероятные вещи происходят в сказке. Это история о чистоте помыслов простых рабочих и коварстве богачей. Хранительница домашнего очага Марта с утра до ночи занимается хозяйством, в то время как ее супруг Тома придумывает всевозможные пути легкого заработка. Издавна у людей принято добывать на пропитание честным трудом и когда кто-то идет против таких норм, то непременно этого человека настигают беды.
Устраиваясь на работу, отец семейства согласился на условие царя. Согласно уговору правитель земель заплатит батраку 1000 рублей, в том случае если слуга будет выполнять все указания, при этом запрещено выказывать недовольство и злиться. Свойственная ему наивность помешала мужчине прознать хитрый план, и потому он оказался должником баснословной для него суммы денег.
Жители деревни, конечно, не могут так просто лишиться своего дома и всего нажитого. Решение проблемы знает младший брат семьи. Кикила славится богатой фантазией, его родные и соседи не видят в нем других навыков. Казалось бы, сказки для развлечения детей. Какую пользу они могут принести в жизни?
Не все так просто. Годами просиживая без дела, главный герой научился красноречию, изворотливости и, самое главное, он приобрел дар убеждения. Явившись к царю, Кикила предлагает себя в качестве батрака, хвастается своим трудолюбием. Однако преданность сохраняется ровно до того момента, пока он не разгневает благодетеля. Как уже многие успели догадаться, наш персонаж выигрывает 1000 рублей. Устроившего во дворе пожар, поубивавшего всех кур и зарезавшего любимого коня правителя, мужчину молят забрать деньги и поскорее покинуть их с трудом уцелевшие хоромы.
Только подумайте, как же сильно проблема древности переплетается с сегодняшней реальностью. Так много граждан ведутся на уловки мошенников, которые обманным путем получают доступ к финансам. Да и в бизнесе одна нечаянная подпись может привести к тюремной решетке.
Говорят, что в наше время никому нельзя доверять, но разве подлых и злых людей не было раньше? В каждом народном сказании есть отсылка на типичные ситуации. В нашем случае скупой богач заплатил за свою алчность и стремление обречь работника на нищету.
Что касается главного героя, то на примере Храброго Кикилы можно вспомнить замечательных людей всех времен и народов, чей смысл жизни был и остается делать добро в самый нужный момент.
За маской глупца долго и тщательно скрывалась энергичная, изобретательная и дальновидная личность. Режиссер постановки через своих персонажей советует зрителям не спешить делать выводы о людях, даже самых близких.
Народное творчество, словно жемчужина, хранится на глубине океана, всегда оставаясь необычной и незаменимой драгоценностью.
До сегодняшнего дня никому не удавалось в идеале познать фольклор, но вместе с тем мы постоянно прилагаем усилия для сохранения нашего народного культурного богатства.