Перейти к основному содержанию

История курхарса в этнографическом эссе

Методист РДНТ Ингушетии принимает участие во Всероссийском конкурсе «Национальные головные уборы народов России»

Тамила Хаутиева — методист отдела этнографии Республиканского Дома народного творчества Ингушетии им. заслуженной артистки России К. А. Евлоевой стала участницей Всероссийского просветительского и образовательного смотра-конкурса «Национальные головные уборы народов России». В своей работе, представленной на конкурс, Тамила обращается к истории курхарса — древнего головного убора ингушских женщин.

«Ношение женщинами головных уборов — давняя традиция ингушей. Головной убор для ингушских женщин являлся одним из главных элементов костюма во все времена. Об этом свидетельствуют легенды и рассказы наших предков. Женский головной убор и в наши дни остается символом сохранения сакральной чистоты женщины. В древние времена отличительным элементом ингушского женского костюма среди других народов Северного Кавказа являлся курхарс. Это был очень дорогой элемент костюма, цена которого могла достигать стоимости 15 коров. Необычную форму курхарса известный немецкий востоковед и путешественник Юлиус Клапрот описывает в своем труде «Путешествие по горам Кавказа и в Грузию» следующим образом: «согнутые рога серны, но согнутые наперед».

Следует отметить, что курхарс являлся традиционным женским головным убором в эпоху древности и средневековья, получив распространение исключительно в Горной Ингушетии. У других кавказских народов, в том числе у чеченского народа, такого головного убора не было. Это, в частности, подтверждает Е. И. Крупнов в своей работе «Средневековая Ингушетия»: «Подобные женские головные уборы неизвестны в соседних районах и, очевидно, носились в недавнем прошлом только ингушскими женщинами». Первые сведения о курхарсе появились в письменных донесениях 1638 года, сделанных послами московского царя — князем Федором Волконским и дьяком Артемием Хватовым, направлявшимся в Кахетию через земли ингушей», — поделилась Тамила Хаутиева с корреспондентом Общенациональной газеты «Сердало».

Работая над своим эссе, посвященном курхарсу, методист Дома народного творчества Ингушетии обращалась к трудам Е. Крупнова, Л. Семенова, М. Албогачиевой, Р. Руденко, Х. Костоева, а также к материалам по истории грузино-русских взаимоотношений, датированным 1615-1640 годами. Не обошла вниманием Тамила Хаутиева и уникальные находки, сделанные осенью прошлого года в средневековом башенном комплексе Цори, расположенном в горной части современной Ингушетии. Среди этих находок, как известно, оказались и курхарсы.

«Всероссийский конкурс, на который представила свою работу наша коллега, направлен на сохранение единого культурного пространства нашей страны, взаимообогащение культур, гармонизацию межэтнических и межнациональных отношений и укрепление связей между народами России. Помимо просветительской и образовательной направленности этот конкурс несет и высокую воспитательную миссию. Подрастающее поколение россиян должно воспитываться на основе общности корней национальных традиций и эстетических идеалов, сохранения и развития традиций национальных культур российских народов, убеждены его организаторы и участники. Сохранение богатейшего культурного наследия России — наша общая задача», — говорит и. о. директора Дома народного творчества Ингушетии, заслуженный работник культуры республики Марем Котиева.

Добавим, что конкурс «Национальные головные уборы народов России» проходит под эгидой Центра культуры народов России Государственного Российского Дома народного творчества им. В. Д. Поленова и Общероссийского Совета лидеров молодежных этноинициатив.