Намаз — основа и опора ислама
Известно, что совершение намаза занимает особое место в исламе. После свидетельства о Единобожии и посланнической миссии Пророка Мухаммада (Да благословит его Аллах) намаз является вторым по важности столпом ислама. В День Суда в первую очередь будет спрошено о намазе.
Всевышний Аллах не снимает с человека обязанность совершения намаза ни при каких обстоятельствах, если тот обладает разумом и способен физически выполнять это. Мусульманин не имеет права не совершать намаз даже во время войны, в случае стихийных бедствий или будучи больным. Тот, кто не может совершать намаз стоя, может совершать его сидя или лежа. Если он не способен совершить намаз и в таком положении, то он должен совершить его движением глаз. При невозможности выполнить его глазами, он должен совершить его мысленно. Велик грех того, кто не совершает намаз, и невозможно описать наказание, которое ожидает такого человека.
В Священном Коране Всевышний говорит, что те, кто не совершал намаз, кто не раскаялся и кого Он не простил, будут находиться в Аду. Этот уровень настолько страшен, что сам Ад просит у Всевышнего прощения за них. Тот, кто отрицает необходимость совершения намаза и отказывается от него, впадает в неверие (куфр). Если такой человек не произнесет шахаду и не покается, то ему не будет спасения. Он будет вечно пребывать в Аду и не увидит Рая.
Каждый, достигший совершеннолетия, будь то мальчик или девочка, должны учиться правильному совершению намаза и выполнять его согласно предписаниям ислама. В Судный День первыми упрекать родителей будут дети, которых они не обучали намазу. Они скажут: «О Аллах, то мой отец не учил меня намазу. Отправь его в Ад раньше меня».
Намаз — важное поклонение и его надо совершать правильно, соблюдать его требования. Если человек совершает неправильно, то есть опасность, что, вместо причины довольства Всевышнего Аллаха, он может стать грехом и бременем. Пророк Мухаммад (Да благословит его Аллах) сказал: «Читайте намаз так, как вы видели меня, читающим намаз» (аль-Бухари).
В Коране сказано: «Преуспел тот, кто очистился, поминал имя своего Господа и совершал намаз» (Сура 87, 14-15 аяты).
Намаз, совершаемый нами, является возмещением (каффарат) грехов, ибо в намазах раб кается и просит прощения у Всевышнего, признает вину и воздает хвалу Господу. Пророк Мухаммад (Да благословит его Аллах) сказал: «Намаз подобен чистой реке, протекающей у ваших ворот, в которой купаются пять раз в сутки».
Удовольствия и развлечения, сомнения, навязываемые сатаной, и плотские утехи способствуют забвению раба от Всевышнего. Человек, поглощенный этим, забывает Создателя и начинает отвергать Его. В конечном итоге, его вера становится похожей на дерево, лишенное влаги, которое постепенно засыхает и со временем погибает вовсе. Вера же мусульманина, усердствующего в намазе, подобна дереву, которое поливается ежедневно. Мирские утехи и страсти не смогут повлиять на его веру, подпитываемую регулярно. Повседневные заботы, проблемы, незавершенные дела, споры окружающих заставляют человека находиться в постоянном напряжении. Когда, отбросив все эти проблемы, он обращается пять или более раз в день к Аллаху, во власти которого находится все, то он обретает удивительное спокойствие души. Пророк Мухаммад (Да благословит его Аллах) говорил своему муэдзину Билалу: «Успокой наши души азаном, о Билал». Даже Пророк, дела и мысли которого были намного благороднее наших, находил в намазе успокоение. Он говорил: «В намазе я обретаю успокоение для сердца и глаз». Намаз помогает не только очиститься от совершенных ранее нами грехов, но и препятствует их повторному совершению в дальнейшем. Совершенный полноценно пять раз в сутки намаз защищает человека от пагубных поступков и больших грехов.
Всевышний Аллах в Коране говорит (смысл): «Читай то, что внушено тебе из Писания, и совершай намаз. Воистину, намаз оберегает от мерзости и предосудительного. Богобоязненность и поминание Аллаха в смиренной молитве и другие добрые деяния — самое главное, и за это будет большая награда. Поистине, Аллах знает ваши деяния, и за них Он вам воздаст» (Сура 29, 45 аят). Что касается совершения грехов теми, кто совершает намаз, то это свидетельствует о том, что их намаз неполноценен.
Намаз требует соблюдения чистоты тела, а в чистоте заключены здоровье, сила и разум человека. Более того, в соблюдении чистоты телесной есть напоминание о необходимости соблюдения чистоты внутренней (т. е. душевных качеств) и улучшении нравов. Описать всю мудрость намаза невозможно, ибо она велика.
Для правильного совершения намаза необходимо знать все его составляющие и условия. «Аль-Фатиха» и «Ат-Ташаххуд» следует читать согласно всем требованиям. Мудрость, что Всевышний сделал намаз таким значимым и важным столпом ислама, заключается в том, что намаз напоминает человеку о его сущности, т. е. каким бы великим ни был человек, время от времени он вспоминает, что является рабом Всевышнего, и, следовательно, ему нельзя гордиться собой. Но поскольку человек является существом, привязанным к мирскому, ему кажется, что все, что помогает ему в этой жизни — это люди и мирские дела. Такой человек опирается на мирское. Человек, опирающийся на что-либо, кроме Всевышнего, попадает в большие трудности и, как правило, пребывает в несчастии. Совершая намаз, он отбрасывает все мирское и обращается к Всевышнему, просит помощи только у Него и ни у кого больше. Таким образом, его надежды замыкаются только на Всевышнем — в этом есть огромное благо и настоящее счастье. Каждый человек, за исключением пророков, грешен и не защищен от грехов, будь они большими или малыми. И мы должны очиститься от них путем покаяния.
Когда человек в течение дня пять раз стоит перед Создателем, общаясь с Ним, раскаиваясь в грехах, стыдясь неправедных поступков, прося о помощи, то он получает огромный духовный заряд, и это остерегает его от совершения греховного.