Перейти к основному содержанию

Независимая антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов

Состояние коррупции в различных сферах жизнедеятельности стало одной из самых серьезных угроз, препятствующих гармоничному развитию российского государства и общества. Ее общественная опасность признается большинством руководителей органов государственной власти, политическими и общественными деятелями. В связи с этим на территории России начинают создаваться положительно зарекомендовавшие себя за рубежом, на федеральном, региональном и муниципальном уровне механизмы по сдерживанию коррупционного поведения в различных сферах социального управления.

Особое место среди механизмов сдерживания коррупции на социально терпимом уровне специалистами отводится специфической мере профилактического воздействия на нее — антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и их проектов. Это антикоррупционное средство доказало свою эффективность при его апробации на федеральном и региональном уровне.

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов как антикоррупционное средство первоначально было законодательно закреплено на федеральном уровне в ст. 6 Федерального закона «О противодействии коррупции». Несколько позже правовому регулированию антикоррупционной экспертизы был посвящен специальный федеральный законодательный правовой акт — Федеральный закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» и ряд других нормативных правовых актов, подготовленных для его реализации и эффективного применения.

Независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов проводят независимые эксперты — институты гражданского общества и граждане. При этом для проведения независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов Правительством Российской Федерации предъявлено разумное требование — аккредитация независимых экспертов Министерством юстиции Российской Федерации.

Основными регуляторами отношений в сфере независимой антикоррупционной экспертизы являются Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» и постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», которым утверждены Правила проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов и Методика проведения данной экспертизы.

По результатам независимой антикоррупционной экспертизы составляется заключение с указанием выявленных в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) коррупциогенных факторов и способов их устранения, которое направляется разработчикам соответствующего документа.

Хотя данное заключение носит рекомендательный характер, оно подлежит обязательному рассмотрению органом, организацией или должностным лицом, которым оно направлено, в тридцатидневный срок со дня его получения.

Рассмотрев поступившие от граждан и организаций заключения, ответственные разработчики направляют им в установленном порядке мотивированный ответ, за исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов.

Требования к претендентам, желающим аккредитоваться в качестве независимых экспертов, установлены Административным регламентом Министерства юстиции Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению аккредитации юридических и физических лиц, изъявивших желание получить аккредитацию на проведение в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, утвержденным приказом Минюста России от 27 июля 2012 г. № 146.

Так, при предоставлении Минюстом России указанной государственной услуги заявителями могут быть как физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации с высшим профессиональным образованием и стажем работы по специальности не менее 5 лет, так и юридические лица с наличием в штате не менее 3 работников, отвечающих условиям аккредитации в качестве независимого эксперта — физического лица.

При этом согласно пункту 18 Административного регламента физическим лицам для получения государственной услуги необходимо представить в Минюст России следующие документы:

а) заявление об аккредитации физического лица в качестве независимого эксперта, уполномоченного на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (приложение № 2 к Административному регламенту);

б) копию документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации (копию паспорта);

в) копию документа государственного образца о высшем профессиональном образовании;

г) копию документа государственного образца о наличии ученой степени (при наличии);

д) копию трудовой книжки;

е) справку о прохождении службы, подтверждающую наличие у гражданина соответствующего стажа работы по специальности, заверенную оттиском печати организации, в которой заявитель проходит службу (в случае если гражданин проходит военную службу либо правоохранительную службу).

Юридическим лицам с целью приобретения статуса независимого эксперта необходимо направить в Минюст России документы в соответствии с пунктом 19

Административного регламента:

а) заявление об аккредитации юридического лица в качестве независимого эксперта, уполномоченного на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (приложение № 3 к

Административному регламенту), подписанное руководителем организации;

б) копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица;

в) копию документа государственного образца о высшем профессиональном образовании работника юридического лица, отвечающего условиям аккредитации в качестве независимого эксперта — физического лица;

г) копию документа государственного образца о наличии ученой степени работника юридического лица, отвечающего условиям аккредитации в качестве независимого эксперта — физического лица (при наличии);

д) копию трудовой книжки работника юридического лица, отвечающего условиям аккредитации в качестве независимого эксперта — физического лица (с отметкой о работе в организации по настоящее время);

е) копию паспорта гражданина Российской Федерации работника юридического лица, отвечающего условиям аккредитации в качестве независимого эксперта — физического лица;

ж) заявление о согласии работника юридического лица, изъявившего желание получить аккредитацию на проведение в качестве независимого эксперта антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, на обработку его персональных данных (приложение N 4 к Административному регламенту) и внесение этих данных в государственный реестр независимых экспертов, получивших аккредитацию на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, размещенный на официальном сайте Минюста России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Государственный реестр независимых экспертов, получивших аккредитацию на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, находится на официальном сайте Минюста России в разделе антикоррупционная экспертиза.

На сегодняшний день действующую лицензию на проведение в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в Республике Ингушетия имеет 7 физических и 1 юридическое лицо.

Начальник отдела Управления Минюста России по Республике Ингушетия Арсельгов М. Х.