Перейти к основному содержанию

Органам ЗАГС Российской Федерации исполняется 104 года

Людям, которые ведут отчетность о самых важных событиях человеческой жизни, и отдельные ее моменты увековечивают в памяти граждан, посвящен этот профессиональный праздник. 18 декабря — День работников органов ЗАГС Российской Федерации.

У органов ЗАГС давняя и богатая история. В ведении Русской православной церкви находилась регистрация рождения, бракосочетания и смерти. Регистрация данных актов гражданского состояния осуществлялась в рамках совершения религиозных обрядов. Записи вносились в церковно-приходские книги.

В 1721 г. по Указу Петра I церковные учреждения были включены в систему государственных органов России и все православное население Российской империи приписано к церковным приходам по месту проживания.

Начиная с 1722 г., рождение, бракосочетание и смерть стали регистрироваться в метрических книгах приходскими священниками. Метрическая книга состояла из трех частей. В первую часть вносили запись о событии рождения и о церковном совершении таинства крещения детей. Вторая часть книг содержала запись о браке/венчании, третья — запись об умерших/погребенных.

Сегодня метрические книги церквей порой являются единственным документальным источником при изучении истории своего рода, составление родословной, поколенной росписи и геологического дерева.

Все изменилось после Октябрьской революции. Новое правительство своим декретом в декабре 1917 года отделило церковь от государства, за сменой власти произошел и переход от церковно-обрядовой к гражданской регистрации актов состояния человека.

18 декабря 1917 года Советской властью одним из первых был принят «Декрет о гражданском браке, о детях, и ведении книг актов состояния». Этот документ заменил старый порядок ведения брачно-семейных отношений. Он не отменял церковный брак, однако признавал его «частным делом брачующихся», а официальным фактом считалась лишь соответствующая регистрация в государственных органах. А чтобы воплотить в жизнь провозглашенное декретом, народные комиссариаты юстиции и внутренних дел разработали необходимые законы и инструкции. В одном из правоустанавливающих документов подчеркивалось, что незамедлительно создаются «отделы записей браков и рождений» и «...статистические отделения для ведения учета всех вступающих в брак, умерших или разведенных...». Так началось развитие системы ЗАГС в послереволюционный период, которое продолжается и по сегодняшний день.

Таким образом, регистрация актов гражданского состояния с 18 декабря 1917 года перешла государству, в частности органам местного самоуправления. При районных, городских управах были созданы отделы ЗАГС. Метрические книги были переданы им, а первый Кодекс законов РСФСР об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве, принятый 16 сентября 1918 года определил основные функции органов записи актов гражданского состояния и порядок их деятельности.

В связи с образованием СССР в 1923 года была развернута подготовка к созданию нового семейного кодекса и 19 ноября 1926 года был принят Кодекс РСФСР о браке, семье и опеке (далее — КоБСО). С введением в действие КоБСО отделы записей браков и рождений переименовываются в бюро записей актов гражданского состояния, которые создаются в городах и районных центрах. В развитие норм КоБСО 20 марта 1933 года принимается Инструкция о порядке регистрации актов гражданского состояния, которая подробно регламентировала вопросы регистрации актов гражданского состояния. Учитывая политическую обстановку, сложившуюся в стране, начиная с 30-х годов органы ЗАГС приобретают определенный статус.

В июле 1934 года органы ЗАГС как ведомство, хранящее первостепенную информацию по текущему учету населения, были включены в структуру Народного комиссариата внутренних дел. Все сотрудники отделов ЗАГС приобретают милицейские чины, начальники отделов становятся лейтенантами. В соответствии с приказом НКВД СССР от 27 августа 1937 года руководство работой органов по Союзу ССР стал осуществлять Отдел актов гражданского состояния НКВД СССР.

После Великой Отечественной войны требовалось коренным образом перестроить работу органов ЗАГС. В 1946 года НКВД было переименовано в МВД.

25 октября 1956 года органы ЗАГС были выведены из подчинения Министерства внутренних дел и переданы в ведение местных Советов народных депутатов.

7 июня 1957 года Совет Министров РСФСР принимает постановление № 524 «Об организации руководства ЗАГС». В соответствии с данным документом в штатах Совета Министров автономных республик, крайисполкомов, облисполкомов и горисполкомов городов республиканского подчинения были утверждены должности инспекторов по ЗАГС для руководства и контроля за работой органов ЗАГС. Методическое руководство за работой органов ЗАГС согласно указанному постановлению, было возложено на Министерство юстиции РСФСР (в составе центрального аппарата Минюста был организован отдел по ЗАГС).

В 1969 году был принят Кодекс о браке и семье РСФСР, в соответствии с которым регистрация актов гражданского состояния в городах и районных центрах стала производиться отделами (бюро) ЗАГС исполнительных комитетов районных, городских, Советов народных депутатов, а в поселках и сельских населенных пунктах — исполнительными комитетами поселковых и сельских Советов народных депутатов. Кодекс регулировал вопросы актов гражданского состояния вплоть до принятия Федерального закона от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния».

На смену данному документу пришли Семейный кодекс, принятый Государственной Думой 8 декабря 1995 года, и Федеральный закон от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», регулирующие в настоящее время семейные отношения и вопросы регистрации актов гражданского состояния.

История показывает, что на всем протяжении развития нашего государства менялось и совершенствовалось как семейное законодательство, так и структура и подчиненность органов ЗАГС.

Органы ЗАГС Республики Ингушетия также прошли большой и сложный путь развития: наша история неразрывно связана с историей государства. За это время сложились традиции, накоплен большой опыт работы с документами, осмыслена их уникальность и бесценность. И сегодня продолжается работа по реализации продиктованных временем проектов и программ, направленных на совершенствование системы отделов ЗАГС, для которых главным всегда остается защита законных прав и интересов граждан и государства.

В 24.06.1993г. образован отдел ЗАГС при Совете Министров Ингушской Республики.

В 12.02.1997 году была образована Государственная служба записи актов гражданского состояния. На этот момент в республике существовали три районных отдела ЗАГС.

В 1994 году был образован отдел ЗАГС Джейрахского района при Правительстве Ингушской Республики.

В 1995 году образован отдел ЗАГС г. Карабулак при Правительстве Ингушской Республики.

В 2000 году — отдел Государственной службы ЗАГС г. Назрань.

В 2002 году — отдел Государственной службы ЗАГС г. Малгобек.

В 2007 году — отдел Государственной службы ЗАГС г. Магас.

В 2008 году была проведена по всем отделам ЗАГС полная компьютеризация.

С момента создания компьютеризации реализуется программа повышения качества государственных услуг, представляемых населению. Цель программы: каждый житель Республики Ингушетия независимо от района проживания должен в равных условиях с городскими жителями получить полный, качественный объем государственных услуг.

С 1 октября 2018 г. органы ЗАГС РФ начинают работать в системе «ЕГР ЗАГС» — это единый государственный реестр записей актов гражданского состояния, созданный во исполнение Указа Президента РФ от 15.01.2016 г. № 13

ЕГР ЗАГС представляет собой систему, которая объединит базы данных всех ЗАГСов, которые раньше велись отдельно в каждом регионе. Оператором системы определена Федеральная налоговая служба Российской Федерации. В системе будет храниться вся информация об актах гражданского состояния всего населения России (рождении, заключении брака, разводе, смерти, перемене имени (фамилии, отчества), установлении отцовства, усыновлении).

Фактически создана единая облачная среда, в которой уполномоченные сотрудники органов ЗАГС, после подтверждения права на доступ к системе, смогут выполнять любое действие по государственным услугам в сфере актов гражданского состояния, используя при этом все преимущества централизованной системы хранения данных. В частности:

1) онлайн доступ к ранее составленным актовым записям независимо от места их нахождения на территории Российской Федерации, который в ряде случаев необходим для совершения того или иного действия органом ЗАГС;

2) по мере включения ранее составленных актовых записей в Реестр появится возможность прямо в день обращения получить повторный документ: свидетельство или справку, даже если сама запись хранится в другом субъекте РФ;

3) осуществление проверки достоверности (уникальности) вносимых данных;

4) единая система присвоения уникальных номеров входящим и исходящим документам;

5) возможность появления новых сервисов для граждан, как, например, предоставление в личном кабинете ЕПГУ сведений из записей актов о себе и своих несовершеннолетних детях;

6) перспектива в будущем использовать сведения Реестра ЗАГС как основной источник формирования Реестра населения;

7) взаимодействие всех участников системы актов гражданского состояния — органов ЗАГС разных субъектов РФ только в электронной форме;

8) межведомственное взаимодействие для организации получения уполномоченными органами в электронном виде сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния в среде СМЭВ.

Кроме того, на информационно-аналитическом портале ЕГР ЗАГС в сети Интернет в разделе «Сервисы» размещен электронный сервис «Сформировать платежный документ за услуги органов ЗАГС (госпошлина)», который позволяет самостоятельно без личного визита в орган ЗАГС сформировать и распечатать заполненный платежный документ на оплату государственной пошлины за государственные услуги органов ЗАГС.

На сегодняшний день техническая возможность работы ФГИС «ЕГР ЗАГС» обеспечена во всех отделах ГС ЗАГС Ингушетии. В свою очередь сотрудники отделов ЗАГС Ингушетии делают все от них зависящее, чтобы обеспечить максимально возможные комфортные условия при получении государственных услуг.

На современном уровне органы ЗАГС осуществляют регистрацию семи видов актов гражданского состояния: рождения, заключения брака, расторжения брака, усыновления (удочерения), установления отцовства, перемены ФИО, смерти. Информация органов ЗАГС является основной для работы миграционной службы, военкоматов, органов социальной защиты, Пенсионного фонда, налоговых и статистических органов, избирательных комиссий и других организаций. Документы, выдаваемые органами ЗАГС, необходимы каждому гражданину: они свидетельствуют о самых важных событиях в жизни человека.

Труд Работников ЗАГС сопровождает ключевые события в жизни и поэтому он близок каждому человеку. Ежегодно ЗАГСами Республики Ингушетия регистрируется более десятка тысяч актов гражданского состояния. Мы даем напутствия новобрачным в день создания новой семьи, вручаем первый документ гражданина России родителям новорожденного, чествуем супругов-юбиляров. Из года в год неравнодушие и профессионализм работников ЗАГС обеспечивает важный вклад в укрепление института семьи, социальное благополучие региона.

В преддверии праздника желаю всем работникам ЗАГС крепкого здоровья, мира и счастья, новых успехов на благо нашей Республики и нашей Родины — России!

Т. М. Евлоева, начальник отдела ГС ЗАГС Ингушетии 16.12.2021г.
г. Магас