Ответственность некоммерческих организаций за нарушение законодательства Российской Федерации
Порядок осуществления федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2012 № 705 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций».
Задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.
Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами (далее — органы государственного надзора).
Государственный надзор осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и иными федеральными законами, а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований.
Следует отметить, что в соответствии с Административным регламентом исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом Минюста России от 30.12.2011 № 456, кроме проверок к функциям по контролю относятся: анализ отчетов некоммерческих организаций и участие в их мероприятиях.
По результатам контроля должностные лица Минюста России (территориальных органов Минюста России) принимают меры, предусмотренные федеральными законами «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», «О некоммерческих организациях», «Об общественных объединениях», «О политических партиях», «О свободе совести и о религиозных объединениях», «О противодействии экстремистской деятельности», Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и иными нормативными правовыми актами.
В частности, к таким мерам относятся:
— вынесение предупреждения (внесение представления);
— приостановление деятельности общественного объединения или религиозной организации;
— возбуждение дела об административном правонарушении;
— направление в суд заявления о ликвидации некоммерческой организации;
— направление в суд заявления о признании общественного объединения, религиозной организации прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц;
направление отделению, филиалу или представительству международной организации, иностранной некоммерческой неправительственной организации мотивированного решения о запрете осуществления на территории Российской Федерации заявленной для осуществления программы или ее части, о запрете направления денежных средств и иного имущества определенным получателям указанных средств и иного имущества;
— принятие решения об исключении филиала или представительства иностранной некоммерческой неправительственной организации из реестра филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций;
— направление документов в органы внутренних дел, прокуратуры, иные контрольно-надзорные органы в случае выявления нарушения некоммерческими организациями нормативных правовых актов Российской Федерации, контроль за соблюдением которых не входит в компетенцию Минюста России (территориальных органов).
Наиболее часто некоммерческие организации привлекаются к ответственности за нарушение установленного срока (не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным) предоставления ежегодной отчетности.
Некоммерческим организациям,. зарегистрированным на территории Республики Ингушетия, необходимо представлять отчеты в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Ингушетия.
По результатам контроля 2022 году в отношении некоммерческих организаций приняты следующие меры правового реагирования: вынесено 7 письменных предупреждений, в суды направлено 2 административных исковых заявлений о прекращении деятельности и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц общественных объединений, о ликвидации некоммерческих организаций, составлено 3 протокола об административных правонарушениях по статье 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
О преимуществах труда осужденных к принудительным работам
С 2017 года на территории Российской Федерации, как вид наказания без изоляции от общества, применяются принудительные работы.
В соответствии с Концепцией развития уголовной-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.04.2021 № 1138-р (далее — Концепция), развитие сети исправительных центров является одним из важнейших направлений развития уголовно- исправительной системы Российской Федерации.
Применение наказания в виде принудительных работ способствует социальной адаптации осужденных, получения ими трудовых навыков и возможности трудоустройства, в результате решает задачу снижения рецидива преступлений.
Осужденные к принудительным работам отбывают наказание в специальных учреждениях — исправительных центрах.
Труд данной категории осужденных имеет ряд преимуществ для работодателей.
Во-первых, труд — это обязанность осужденных, они не могут отказаться от предложенной работы, а добросовестное отношение к труду и правопослушное поведение является стимулом к освобождению от наказания.
Во-вторых, при трудоустройстве осужденных не обязательно заключать трудовые договоры, достаточно заключить договор о предоставлении рабочей силы с исправительным центром.
В-третьих, региональное законодательство может предусматривать налоговые льготы для организаций, использующих труд осужденных к принудительным работам. Кроме того, во время работы, осужденные находятся под постоянным контролем сотрудников пенитенциарного ведомства.
М. М. Дуров начальник отдел Управления Минюста России по Республике Ингушетия