В Совете Федерации обсудили возможность принятия индивидуальной программы развития Ингушетии
Второй день работы делегации Ингушетии в Совете Федерации начался с заседания Комитета по бюджету и финансовым рынкам. На нем выступил председатель Правительства Владимир Сластенин с докладом на тему: «Актуальные вопросы обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации на примере Ингушетии».
Глава кабмина РИ сказал, что новой управленческой командой региона при помощи федерального центра с середины 2019 года осуществляется деятельность по стабилизации ситуации в бюджетной сфере Ингушетии, в которой с 2013 года копился ряд проблем. Так, к середине 2019 года объем долговых обязательств региона составлял почти 12 млрд рублей, реальный дефицит бюджета складывался в размере свыше 2 млрд рублей, при том что собственные доходы региона были 5 млрд рублей.
Он отметил причины нынешнего положения дел, кроме недоработок при планировании и исполнении регионального бюджета, это обязательства исполнения возложенных на регион дополнительных полномочий по решениям, принятым на федеральном уровне, без соответствующего финансового обеспечения.
«Ингушетия входит в число регионов, в бюджетах которых доля дотации из федерального бюджета превышает 40% объема собственных доходов бюджета, с показателем, превышающим 70%. По итогам 2020 года соотношение дотации из федерального бюджета к собственным доходам бюджета составило 73,5%, в 2021 году указанное соотношение сохраняется. Таким образом, зависимость регионального бюджета от дотации очень велика», — подчеркнул премьер-министр РИ.
По словам Сластенина, в регионе осуществляется устойчивое исполнение плана поступления налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета в 2021 году. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года оно увеличилось на 117,8%.
«Без поддержки федерального центра все эти меры в ближайшей перспективе не приведут к значимым результатам и не обеспечат покрытие ежегодного дисбаланса бюджета, составляющего 2,5 — 3,0 млрд рублей. Учитывая статистику рождаемости в регионе, данная потребность будет только увеличиваться, поэтому к региону необходимо применить особый подход. Важной мерой в этом направлении станет увеличение объема ежегодной дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. В преддверии принятия федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 — 2024 годов, рассчитываем на вашу поддержку», — отметил Сластенин.
В числе проблемных остро руководитель кабмина РИ назвал нехватку средств на содержание вновь вводимых сетей учреждений социальной сферы, в основном это школы и детские сады.
В Ингушетии в рамках реализации нацпроекта «Образование» активными темпами строится много школьных и дошкольных учреждений. При этом финансовых ресурсов на их содержание в бюджете нет.
Министр образования Ингушетии Эсет Бокова пояснила членам комитета, по какой причине в регионе сложилась такая ситуация.
По ее словам, в республике идет интенсивное строительство образовательных учреждений. В течение 2020-2021 гг. введены в эксплуатацию 24 детских сада и 6 школ. Их содержание бюджету обошлось в 797 млн рублей. Указанные средства распределяются также и среди действующей сети учреждений. И превышение норм обеспечения учебного процесса только кажущееся.
Сообщается, что председатель комитета по бюджету Анатолий Артамонов предложил сенаторам более подробно изучить проблемы Ингушетии с посещением республики.
«Считаю, что для детального изучения озвученной в ходе заседания проблемы необходимо организовать выезд сенаторов в Республику Ингушетия и на месте разобраться с ситуацией. Так не должно быть, что один регион успешно развиваем, а другой, который находится рядом, бедствует», — отметил он. Также Артамонов предложил внести в проект постановления заседания комитета вопрос о принятии индивидуальной программы социально-экономического развития Республики Ингушетия.
Такую просьбу в своем докладе ранее озвучил Председатель Правительства Ингушетии Владимир Сластенин. Он акцентировал внимание на планах республики участвовать в программе индивидуальной поддержки регионов с низким уровнем социально-экономического развития, с учетом среднедушевых доходов населения, численности жителей с доходами ниже величины прожиточного минимума, инвестиций в основной капитал на душу населения, уровня безработицы.
«Ингушетия, в которой данные показатели значительно ниже большинства субъектов, включенных в программу индивидуального развития, не вошла в указанный перечень, поскольку участвует в программе «Развитие СКФО», однако объем бюджетных ассигнований федерального бюджета, направляемых на реализацию данной программы с 2020 по 2024 год, составляет 0 рублей. Таким образом, ни механизм индивидуального выравнивания бюджетной обеспеченности, ни индивидуальная программа развития в отношении региона не реализуются», — сказал премьер Ингушетии.
Участники заседания единогласно приняли проект постановления, дополненный предложением рассмотреть возможность принятия индивидуальной программы развития Ингушетии.