Модель воспитания
Главная задача любого общества – научить человека добрым делам
Актуальность данной темы вызвана появлением тревожных случаев утрачивания отдельными представителями ингушской национальности базовых норм поведения, веками положительно характеризовавших представителей нашего народа, частичной утратой отдельных ключевых нравственных и духовных ценностей, упрощенным восприятием и в дальнейшем, вольным толкованием основ своей личностной и национальной идентичности.
Общеизвестно, что человек – существо социальное и начало его становления, как личности, закладывается в раннем детстве в коллективе, в котором оказывается тот или иной маленький гражданин, сегодня это - семья, детские ясли, детсад (детдом, интернат), школа, иные образовательные заведения.
Основы становления межличностных отношений закладываются на примере отношений, царящих в этих коллективах.
Необходимость духовного, человеколюбивого, высоконравственного отношения всех членов коллектива друг к другу, невзирая на возраст и статус, является общеизвестной аксиомой. Однако, реалии нашего времени таковы, что ребенок, это маленькое чудо, вмещающее в себя целый мир, бывает, зачастую предоставлен чужим «дядям» и «тетям». И это при живой родне. Конечно, есть шанс, что кому-то повезет с нянькой, воспитателем или учителем. А остальные?
В эпоху, когда почти все дееспособное население «заточено» на погоню за заработком, весьма проблематично держать на первом плане вопрос воспитания полноценной, всесторонне развитой, самодостаточной и самостоятельной личности, осознающей ответственность за свое поведение, за свои поступки.
Отсутствие должного воспитания приучает маленького человечка либо к тому, что ему все нельзя, либо к тому, что ему можно все, пусть только не беспокоит маму, папу.
Данные модели воспитания приводят к тому, что тот, кому все нельзя, вырвавшись на свободу, начинает судорожно, беспорядочно и необдуманно реализовывать все свои годами копившиеся «хотелки», а тот, кому было можно все, пытается по пути наименьшего сопротивления продолжать получать от жизни все. В обоих случаях общество получает проблемных индивидов.
К сожалению, приходится констатировать, что поведение все большего числа ингушских детей, с раннего утра и до поздней ночи предоставленных самим себе (в особенности это касается тех, кому «посчастливилось» проживать в этажных домах), ясно свидетельствует о том, что их родители либо сильно чем-то заняты, либо не имеют элементарного представления об основах детского воспитания. Все чаще главным занятием детей младшего и подросткового возрастов становится поведение, с элементами подвижных игр, сопровождаемых постоянными и продолжительными криками, ором, руганью, матом и выяснением отношений.
Наряду с тем, что поведение многих детей можно охарактеризовать как соответствующее основам духовности и нравственности, не может не настораживать и то обстоятельство, что в детско-подростковой среде все чаще наблюдается такое явление, как «хабальство».
В одной из энциклопедий данное явление описывается как негативное поведение человека, отличающееся наглостью, грубостью и цинизмом, а тех, кто так себя ведет (хабалы и хабалки), называют социализированными психопатами.
Мужчины (хабалы) характеризуются как наглые, грубые, циничные, готовые к ругани и драчливости, скандалу, дебошу.
Женщины (хабалки) описаны как нечистоплотные, хамовитые, сварливые, стервозные, циничные и наглые.
Возникает логичный вопрос: Как в социальной среде с богатейшей, многовековой историей и культурой, имеющей многочисленные примеры высокой духовности, нравственности, порядочности, служения долгу, возможно проявление такого поведения?
Общеизвестно, что весьма питательной средой для зарождения и бурного процветания всякого рода негативных социальных явлений в обществе является высокий уровень безработицы и связанный с ним социальный паразитизм. Все это, в известной степени, разрушительно для личности.
Несомненно, недостаток серьезных и продуманных гражданско-правовых мер предупреждения социального паразитизма сильно затрудняет ликвидацию причины данного явления, но, вместе с тем, необходимо отметить, что не все так просто в этом вопросе.
В контексте сказанного вспоминается опыт одного из африканских заповедников, в котором с самыми благими намерениями - с целью сохранения и увеличения популяции слонов, была реализована программа по изъятию из природы осиротевших по тем или иным причинам слонят, с дальнейшим искусственным вскармливанием и, по мере взросления, возвращением в среду их обитания. Персонал слоновьих «детдомов» потрудился на совесть и через несколько лет на волю были выпущены первые «воспитанники чужих».
Результат данного эксперимента не заставил себя долго ждать – то тут, то там начали фиксироваться случаи нетипичного слоновьего поведения, такого, как неспровоцированное агрессивное поведение, сопровождающееся нападением африканских гигантов на все, что им встретится на своем пути. При «установлении личности» нарушителей выяснялось, что это были недавние «выпускники» - эти упитанные, но должным образом не воспитанные громилы.
Оказывается, что в условиях дикой природы большая семья, под руководством главной матери-слонихи, с раннего детства строго, но заботливо и доходчиво, на понятном для подрастающего поколения языке, объясняет, что такое «хорошо» и что такое «плохо», то есть слоновья семья занимается реальным воспитанием своих детенышей.
Отсутствие же правильного, а именно семейного воспитания, как оказалось, превращало ушастых и хоботастых в «хабалов», в особь с асоциальным поведением.
Необходимо отметить, что в нашей республике ведется серьезная работа по строительству образовательных объектов - школ, детсадов. Но означает ли это, что родители могут переложить обязанность по воспитанию своих детей на плечи нянечек, воспитателей, учителей, тренеров, преподавателей, чужих дядек и теток, а самим заняться чем угодно, но только не семейным воспитанием?
Необходимо осознать, что только совместными усилиями, главная роль здесь у родителей, получится воспитать достойное поколение, за которое не только не будет стыдно, но и состарившиеся родители, будучи немощными, не будут страдать от притеснения собственных чад…
И самый комфортный Дом престарелых такую проблему, все это отлично понимают, не решит.
Как уже было отмечено выше, Республика Ингушетия, во главе с руководством региона, со своей стороны вносит значительный вклад в процесс облегчения доступа к знаниям. Для этого созданы практически все условия. Остается дело за малым: женщинам осознать, что родить ребенка – означает не только получить статус и получать пособия и помощь окружающих, но и стать настоящей, любящей и заботливой матерью. Мужчинам же всю жизнь понимать, какими были на протяжении веков их отцы-ингуши, быть крепкими и авторитетными наставниками своих детей.
Это основа основ в формировании морально и физически здорового поколения. Каждый из нас – это плод уроков, наставлений, примеров, которые нам давали другие люди. Давали с заботой и душевным вниманием. И наша задача продолжать эту прекрасную традицию.
М. Тумгоев