Общенациональная газета
Республики Ингушетия

Ученый и прекрасный человек

К 70-летию со дня рождения Султыгова Магомета Джабраиловича

22.07.2022 10:24

В этом году исполняется семьдесят лет со дня рождения российского математика ингушской национальности, профессора, доцента, кандидата физико-математических наук, «Заслуженного деятеля науки Республики Ингушетия» Султыгова Магомета Джабраиловича.

Родился Магомет Джабраилович Султыгов 11 июля 1952 года, в городе Акмолинске (Астана).

Осенью 1958 года вся семья переехала на родину, на Кавказ, а через год в с. Майское. Здесь же в 1969 году Магомет Джабраилович окончил майскую среднюю школу на серебряную медаль и в том же году стал студентом математического факультета Северо-Осетинского государственного университета имени К. Л. Хетагурова. После его окончания в 1974 году Магомет Джабраилович был направлен на работу в Научно-исследовательский институт электронных материалов в знаменитую 401 лабораторию. Сотрудники данной лаборатории занимались вопросами математического моделирования плазменных кинескопов и держателей информации на искусственных спутниках земли и разработкой многократного использования самих носителей информации. Работа была отмечена Государственной премией. Надо сказать, работа в лаборатории раскрыла практическую сторону подготовленности инженера-исследователя Магомета Джабраиловича в вопросах моделирования химико-физических процессов. В том же году, при Московском химико-технологическом институте имени Д. И. Менделеева был открыт годичный экстернат для стран Варшавского договора на кафедре кибернетики химико-технологических процессов под руководством академика В. В. Кафарова. В 1977 году был избран по конкурсу ассистентом кафедры «Высшая математика» Северо-Кавказского горно-металлургического института в городе Орджоникидзе. Проработав два года ассистентом в СКГМИ, в 1979 году был зачислен в очную аспирантуру при Московском областном педагогическом институте имени Н. К. Крупской на кафедру математического анализа к научному руководителю — профессору, действительному члену РАО, Академику Ивану Ивановичу Баврину.

Магометом Джабраиловичем разработан метод, который исследует вопросы многомерного комплексного анализа, которые как бы наследуются от функций одного переменного — приводятся к одномерной теории функций в сечениях областей аналитичности комплексными прямыми. Метод интегро-дифференциальных операторов позволил, в частности, обобщить на случай многих комплексных переменных класс однолистных в кругу функций и его основные подклассы.

М. Д. Султыгов быстро продвинулся в новой области исследований и им были получены весьма впечатляющие результаты. Удалось обобщить результаты японских, американских, российских, польских, китайских, индийских математиков, стран Большой Азии на функции Мокану и Базилевича и многих других математиков. В полном объеме изучены экстремальные вопросы в классе функций Мокану и Базилевича. Введен и в полном объеме исследован многомерный аналог класса спиралеобразных функций в пространстве Рейнхарта. В своих работах он получил впервые в геометрической теории многих комплексных переменных сингулярные интегральные представления, отличные от интегральных представлений А. А. Темлякова. В таком глубоком и всестороннем изучении многомерного аналога класса функций Мокану и Базилевича, как у М. Д. Султыгова, на сегодняшний день нет. В монографии «Операторный метод в комплексном анализе» академика И. И. Баврина, его научного руководителя, которая вышла в свет в 1991 году, среди 225 цитируемых первоисточников две работы принадлежат М. Д. Султыгову. На сегодняшний день он автор 227 научных и 19 учебно-методических работ.

В октябре 1982 года Магомета Джабраиловича отчислили из очной аспирантуры с предоставлением месячного оплачиваемого отпуска, как полностью выполнившему индивидуальный план и представившему диссертацию к защите.

По причинам далеким от науки он не смог сразу защитить диссертацию. Первый раз — в 1983 году Специализированный Совет при МОПИ не переутвердили, второй раз — в 1989 году, из-за отсутствия кворума Специализированного Совета при РГУ, в третий раз — в 1990 году совершил хадж в Саудовскую Аравию, а затем из-за осетино-ингушского конфликта в 1992 году пришлось отложить на два года. Стоит отметить, что некоторые Спецсоветы из-за новизны результатов по классам функций многих комплексных переменных боялись брать на защиту диссертацию. И только в 1995 году в феврале месяце он защитил диссертацию на степень кандидата физико-математических наук.

В январе 1995 года, как избранный по конкурсу, утвержден старшим преподавателем кафедры математики, в марте 2000 года на основании решения Ученого Совета Ингушского государственного университета избран на конкурсной основе доцентом кафедры «Математика», а в ноябре 2007 года переизбран на пятилетний срок на этой же должности.

Помимо общих научных интересов у него вызывает беспокойство положение дел в математическом образовании школьников и студентов. Его очень тревожит ситуация с преподаванием школьной и вузовской математики в республике. Свою глубокую озабоченность этими вопросами он отразил в интересных публицистических статьях в местной печати под лозунгом «Просвещенность — это истинное образование плюс высокая нравственность». В Сунженской районной газете в ноябре 1996 году вышла статья Султыгова М. Д. «Интернет. Что это?», в которой поднимается вопрос информатизации населения.

В 2006 году в «Сборнике научных трудов Ингушского государственного университета» № 4 вышла в свет статья Султыгова М. Д. «Проблемы повышения качества математического образования студентов Ингушского госуниверситета» в которой довольно подробно и научно обоснованно исследуются вопросы: система доучивания; о воспитании культуры мышления у студентов младших курсов; методические особенности преподавания математики для инженерных специальностей; преподавание математических дисциплин для студентов-физиков; некоторые психологические аспекты активизации обучения математике студентов-экономистов; о преподавании математики студентам гуманитарного профиля; авторские новации в изучении некоторых тем курса высшей математики вуза.

Выживание нации в современном мире будет с неизбежностью происходить в основном на путях наращивания интеллекта. Возрождение ингушской школы, восстановление ее этнокультурных и этносоциальных функций является в Ингушетии важнейшей общекультурной задачей, ибо основой нормального национального развития может быть лишь такая школа, которая способна воспроизводить национальную культуру, обеспечивая открытость в другие культуры и современное цивилизованное развитие общества. Настоящий интерес к проблемам национальной школы и национального образования возникает в ряде субъектов Российской Федерации. Связано это с актуализацией проблем национального самосознания в регионах страны. И первое, что стоит в этом ряду, — вопрос создания национальной школы.

В сентябре 2010 года в издательстве «Меридиани» в г. Тбилиси вышел «Ингушско-русский и русско-ингушский словарь математических терминов» объемом в 458 страниц. Словарь Султыгова М. Д. открывает серию терминологических словарей нового поколения, разработка и внедрение которых актуально для обеспечения условий и возможностей становления в Республике Ингушетия системы полилингвального образования. Автором словаря в полной мере учтен опыт терминотворчества в области математической терминологии в ингушском языке, на основе которого им произведен тщательный и системный отбор наиболее удачных элементов и созданы новые, более адекватные в математическом и лингвистическом смысле варианты. Составитель поставил задачу передать русскую лексику наиболее точными ингушскими эквивалентами или вошедшими в ингушский язык заимствованиями из русского языка.

В лексике ингушского языка не было многих слов, связанных с математической терминологией. Такие слова приходилось создавать или заимствовать из русского языка или через его посредство. Поскольку ингушский литературный язык еще находится в стадии развития и становления, для переводов русских слов и словосочетаний оправданно привлечены эквиваленты из всех пластов лексики ингушского языка как исконных, так и заимствованных.

Заслуги М. Д. Султыгова как педагога перед студенчеством и научной молодежью достаточно высоки. Воздействие его лекций, блестящих по форме и несущих современное и глубокое содержание во многом способствует привлечению талантливой молодежи к актуальным проблемам современного комплексного анализа. Он научный руководитель более 200 дипломных работ. Под его руководством на разных региональных и республиканских научно-практических конференциях за последние несколько лет с научными докладами выступили 33 студента, некоторые из которых были отмечены призами и грамотами.

Под руководством профессора М. Д. Султыгова в соавторстве подготовлены и успешно защищены четыре кандидатских диссертации. Руководил пятью соискателями, которые успешно поступили в аспирантуру.

М. Д. Султыгов служит для своих учеников и коллег примером глубоко эрудированного ученого. Он принадлежит к тем редким личностям, которым удается оказывать формирующее воздействие на научную молодежь, утверждать принципы научной объективности и этические нормы достойного гражданина.

Вместе с супругой, Султыговой Марифой Магометовной, доктором филологических наук, заведующей кафедрой ПМНО, воспитали троих детей. Старший сын — филолог, второй — программист. Дочь по образованию биолог. Растут тринадцать внуков.

Свое семидесятилетие Магомет Джабраилович Султыгов встречает в пору творческой зрелости, полный новых творческих замыслов, нацеленных на осуществление научных достижений. Желаем ему здоровья, благополучия в семейной жизни, долголетия и успехов на избранном пути.

И. О. проректора по научной работе Ингушского государственного университета, профессор, доктор технических наук Дзауров М. А.

Подпишитесь на электронную газету

(PDF) версия еженедельной общенациональной газеты «Сердало» и получайте свежие номера не выходя из дома!

Подписаться