Кладезь традиций народного искусства
На семинаре-практикуме «Народное творчество. Скульптура» прошел мастер-класс известного скульптора Юсупа Цурова
Республиканский семинар-практикум «Народное творчество. Скульптура», приуроченный к Году народного искусства и нематериального культурного наследия народов России, а также к 30-летию возрождения ингушской государственности, прошел в Доме культуры сельского поселения Новый Редант. В праздничном мероприятии приняли участие представители исполнительной и законодательной ветвей власти, Республиканского Дома народного творчества Ингушетии им. заслуженной артистки России К. А. Евлоевой, деятели культуры и искусства, руководители культурно-досуговых учреждений Малгобекского муниципального района и именитые мастера декоративно-прикладного искусства.
«30 декабря прошлого года Президент нашей страны Владимир Путин подписал Указ об установлении в 2022 году Года культурного наследия народов России. Согласно официального документа, Год культурного наследия народов России проводится в целях популяризации народного искусства, сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических общностей Российской Федерации. Это как раз та сфера, в которой изо дня в день работает наш Дом народного творчества. Нынешний семинар-практикум стал продолжением нашей многогранной работы в этом направлении. Как известно, культурное наследие дает ключ к разгадке нашего прошлого и того, как развивалось наше общество на протяжении многих десятилетий. Сегодня это помогает нам лучше изучить собственную историю, традиции и обычаи, позволяет нам лучше узнать самих себя, понять и объяснить, почему мы такие, какие есть. Вместе с тем, народное творческое наследие — это краеугольный камень нашей культуры, определяющий наше мировоззрение и лежащий в фундаменте развития политики, экономики и общества в целом», — рассказал газете «Сердало» директор РДНТ, народный артист Ингушетии Алаудин Эсмурзиев.
«Народное творчество — это нить, ведущая вглубь истории, неиссякаемый источник, хранящий историческую память и традиции, передаваемые из поколения в поколение. Каждый старинный народный промысел — это своеобразный историко-культурный заповедник, кладезь традиций народного искусства. Являясь частью человеческой культуры и хранилищем исторической памяти, декоративно-прикладное искусство служит ресурсом формирования и личности, и народа. Год культурного наследия народов России вступил в свои права. Мы уверены, что впереди нас ждут интересные события, которые представят всю красоту нашего уникального народного достояния. Ведь главная наша задача — сохранить народные традиции, обычаи, музыкальное, вокальное и хореографическое искусство, а также уникальные объекты нематериального культурного наследия», — продолжает художественный руководитель РДНТ, заслуженный деятель искусств Ася Абдурзакова, при активном участии которой шла подготовка к этому интересному мероприятию.
Центральным событием республиканского семинара-практикума «Народное творчество. Скульптура» стал мастер-класс известного мастера-скульптора и художника Юсупа Цурова, который плодотворно работает в Республиканском Доме народного творчества им. К. А. Евлоевой. В своем кружке декоративно-прикладного искусства Юсуп Хасанбекович не только учит подрастающее поколение видеть прекрасное, но и прививает своим многочисленным ученикам те навыки, благодаря которым можно навсегда запечатлеть красоту и совершенство окружающего мира.
О таланте Юсупа Цурова мы уже рассказывали нашим читателям. Как писала газета «Сердало», способность к творчеству — это прирожденный дар, он сродни красоте или сильному голосу. И если врожденную способность можно развивать, то обрести ее не помогут никакие старания. Дар, ниспосланный Юсупу Цурову, проявил себя рано, еще в ту пору, когда он только начал познавать большой мир. Это было необыкновенно солнечное время, пронизанное радостью существования, когда переполненное впечатлениями мальчишеское сердце замирало от восторга и желания поделиться с окружающими радостью первых открытий. Однажды зревшая подспудно потребность отразить свои наблюдения нашла выход...
Девятилетний Юсуп доверил собственное откровение... оврагу. В его окрестностях часто проходили мальчишеские игры, а в один из летних дней крутому глиняному склону было суждено послужить молчаливым свидетелем и участником настоящего творческого акта. Вооружившись подручными средствами труда, Юсуп приступил к процессу с той самозабвенностью, которая отныне всегда будет приходить к нему надежной спутницей Музы.
Мальчишка творил, напрочь позабыв обо всем на свете. А когда миновал час-другой, под его импровизированными резцами родилось нечто такое, что доселе виделось лишь его мысленному взору. Отступив на несколько шагов назад, он придирчиво рассматривал свое произведение. Пейзаж, запечатленный на глиняной поверхности, немногим позже увидят другие, а пока его пытался критически оценить сам маленький создатель. В барельефе предстал неведомой уголок природы — раскинувшие ветви деревья, в кронах которых заблудился ветер, и река, несущая вдаль свои быстрые воды...
Признаваться кому-то в том, что это именно он сотворил этот барельеф, Юсупу не хотелось, но услышать оценку постороннего человека было все же очень интересно. В тот же день он проходил мимо оврага вместе с другом. Тот не мог не заметить яркую перемену в излюбленных местах.
— Погляди! Вот это красота! — воскликнул сверстник. — Кто-то тут на славу потрудился!
Юсуп улыбнулся и загадочно произнес:
— Скоро еще будет...
Очень ненадежным был склон оврага. То глина вдруг осыпалась, то дожди смывали творения маленького Юсупа. Но он совсем не унывал, каждый раз с удовольствием принимаясь за новую работу, чтобы вновь пережить всепоглощающую радость творчества. Конечно, секрет появления чудесных барельефов был вскоре раскрыт и все окрестные мальчишки с нетерпением ждали новых сюжетов, придуманных их сверстником. Для них каждое новое прикосновение к прекрасному было чем-то сродни прикосновению к чуду. И именно от своих друзей, увидевших в нем настоящего художника, Юсуп впервые услышал слова: «Тебе надо учиться!»
Родился и вырос Юсуп Цуров в городе Орджоникидзе (ныне Владикавказ). После окончания Карцинской средней школы № 20, в 1981 году, одержимый тягой к творчеству, которая все эти годы крепла в нем, он поступил на отделение художественной росписи Орджоникидзевского художественного училища. Так будни, наполненные творчеством, продолжились для него уже в среде будущих профессионалов, которых вели и готовили опытные наставники.
В 1984 году парня призвали в армию. Воинскую службу он проходил в Баку, в войсках ПВО. Армейские годы запомнились Юсупу освоением уникальной военной техники, предназначенной для слежения за воздушными целями, и, конечно, новыми знакомствами. В части служили ребята со всех концов страны, а командовал ею майор Дарбазанов, молодой еще ингуш, ставший для всех своих подчиненных настоящим отцом-командиром.
Оставив позади армейскую службу и вернувшись домой, Юсуп продолжил свои творческие опыты и изыскания. Но теперь уже его натура прирожденного художника все больше и больше склонялась к скульптурному направлению. Немало времени потратил он на поиск интересующей информации, перечитал целую гору журналов по искусству — интернета, делающего всё таким доступным, тогда еще не было. А в один из счастливых дней стал он обладателем рисунков Репина, собранных в двух томах. Тут вместе с уже законченными эскизами Ильи Ефимовича были и наброски великого мастера, сделанные карандашом. По этим рисункам Юсуп пытался проследить за работой мысли гениального мастера, почерпнуть из них определенные технические знания. «Уникальное пособие для начинающего художника», — говорит он сегодня.
Творческие поиски и жажда реализации своих замыслов привели Юсупа в 1989 году в северную столицу. Он поступил в Ленинградскую академию художеств — знаменитый Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина при Российской академии художеств. Бывшая Императорская академия художеств, учрежденная когда-то императрицей Елизаветой Петровной, приняла молодого человека с Кавказа более чем благосклонно. Уже на первых испытаниях он сумел продемонстрировать свои профессиональные навыки и необычайные способности. Последующие два с половиной года Юсуп увлеченно учился на факультете скульптуры, радуя своих наставников стремлением к совершенству и успехами на этом поприще.
Так называемый осетино-ингушский конфликт, разыгравшийся на Северном Кавказе, заставил Юсупа Цурова покинуть стены своей альма-матер и спешно отправиться в родной край — надо было спасать родных. Затем потянулись долгие годы испытаний, обрушившихся на его семью, потерявшую всё в огне Пригородного района. В этот период совсем не до творчества было Юсупу. Но все же судьба распорядилась так, чтобы живущий в нем дар снова стал служить людям. Юсуп Цуров пришел работать в РДНТ и обрел здесь настоящих друзей и единомышленников.
Сегодня Юсуп Хасанбекович пользуется большой известностью на Северном Кавказе и за его пределами. Вместе со своими коллегами из Дома народного творчества он объехал с выставками многие регионы России. И везде работы этого мастера из Ингушетии встречают с неизменным интересом. Сейчас его охотно приглашают к сотрудничеству мастера Черкесска, Махачкалы, Пятигорска, Грозного, Ессентуков и целого ряда других близких и далеких городов.
Работы Цурова с успехом представлялись на выставке искусства Ингушетии, проходившей в Госдуме РФ, а на Межрегиональном фестивале народного творчества народов СКФО и ЮФО он был удостоен специального диплома за развитие и пропаганду самодеятельного народного творчества. Впрочем, таких дипломов и наград у Юсупа накопилось уже несколько десятков. Отовсюду поступают к нему и заказы. Повышенным спросом пользуются его изделия также и в сувенирных магазинах Ингушетии.
«Декоративно-прикладное искусство — основа любой национальной культуры, от него тянутся нити ко всем видам художественной деятельности. Творчество Юсупа Хасанбековича Цурова являет собой яркий пример этого. В нем находят свое яркое выражение национальные мотивы, органично вплетенные в гуманистические идеалы высокого искусства, обращенного к сердцам людей. Все участники мастер-класса нашего уважаемого коллеги, проходившего в стенах Дома культуры сельского поселения Новый Редант, смогли сполна оценить это и проникнуться духом подлинного творчества», — говорит директор РДНТ Алаудин Эсмурзиев.
На республиканском семинаре-практикуме «Народное творчество. Скульптура» царила атмосфера неподдельной любви к народному искусству. В этом большая заслуга и самодеятельных артистов из Нового Реданта. Зрители наверняка надолго запомнят песни «Вежарий» и «Братья-ингуши» в исполнении Зульфии Долаковой, выступление Ашат Тамбиевой с песней «Къонахий», песню «ГIалгIайче», с которой вышел на сцену местный хор, а также театральную постановку «Хоза моза».
«Сегодня основными направлениями работы Дома культуры сельского поселения Новый Редант являются сохранение и популяризация традиций и обычаев ингушского народа, развитие самодеятельного художественного творчества, сохранение, возрождение и дальнейшее развитие нематериального культурного наследия. Мы стараемся выявлять носителей народных традиций, его хранителей и созидателей, передавать самобытные образцы народного творчества подрастающему поколению. Приобщение к ценностям народной культуры различных социально-возрастных групп населения — одна их наших главных задач. Нами проводится большая работа по эстетическому, духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего поколения, привлечению школьников и молодежи к занятиям самодеятельным художественным творчеством и декоративно-прикладным искусством», — рассказала директор ДК с. п. Новый Редант Марет Ханиева.