Если они уйдут
Необходимо ориентировать экономику регионов и страны на расширение своих возможностей и наличие альтернативных поставщиков
Сегодня, когда каждый регион России, и Ингушетия в том числе, уделяет особое внимание собственному рынку продуктов, западные санкции делают очень важным вопрос: чего нам ждать завтра. Точнее, надо ли чего-то ждать завтра или лучше приложить усилия, знания, труд и терпение для преодоления новых вызовов экономического и социального порядка.
Речь, ясное дело, идет обо всей совокупности российских регионов, всех технологических, кадровых, сырьевых, производственных и иных ресурсах страны. В этом большом объеме рыночных задач вполне возможно, что появятся новые, освободившиеся по известным причинам ниши, который может занять российский производитель товаров и услуг.
Мы рассмотрим небольшой информационный срез одного дня, связанный с известными ограничениями, чтобы отметить ключевые сегменты этой «санкционной картины».
К примеру, сообщается, что фармкомпании Российской Федерации могут столкнуться с нехваткой импортных компонентов для приготовления препаратов.
В начале 90-х годов минувшего века Россия уже сталкивалась со значительным дефицитом лекарств и тех же компонентов. Со временем, благодаря развитию именно своих мощностей и технологических производств, немалая доля этого рынка заполняется медикаментами отечественного производства. Никто не говорит, что надо ставить задачу полного самообеспечения лекарствами и соответствующими компонентами — на это уйдут годы. Однако в будущем необходимо ориентировать российскую науку, фармкомпании на расширение своих возможностей и наличие альтернативных поставщиков.
И кто знает, может быть, придут времена, когда в Ингушетии и других регионах страны для борьбы с недугами и болезнями в первую очередь граждане будут стремиться приобрести не импортное лекарство, а отечественные медикаменты. Естественно, для достижения этих целей надо упорно и с умом потрудиться.
Второе сообщение о том, что продавцы в розницу в аптечных сетях могут столкнуться с нехваткой чековой ленты. Она сильно подорожала и начала исчезать у поставщиков. Честно говоря, не очень приятно даже слышать, что эта узкая тонкая полоска белой бумаги тоже в списке «проблемных» товаров. Подобные мини-задачи быстро решат, с учетом больших запасов бумаги в стране. Тем более есть способы электронной оплаты и регистрации аптечных товаров.
Еще одна новость, способная несколько взволновать женщин Ингушетии и всех остальных жительниц России. Сообщается, что «свыше 20% косметических салонов могут в ближайшее время закрыться, считают эксперты рынка». Связано это с дороговизной поставляемых в салоны красоты материалов, ростом цен на косметологическую технику, инструменты и препараты.
Опять же в России с прекрасной наукой, наличием сложных технических производств, тем же действующим фармакологическим потенциалом, можно попробовать, не сегодня так завтра, потеснить на данном рынке иностранного производителя и поставщика. В настоящий момент и это кажется труднодостижимым, но рынок знает множество примеров, когда, удовлетворяя высокий спрос хорошим предложением, решались и более сложные задачи. Надо научиться создавать лучшую продукцию, быть конкурентоспособным на прибыльном рынке косметических услуг.
Кстати, начиная с упомянутых 90-х годов минувшего столетия, поставки из-за рубежа детского питания до наших дней остаются актуальной темой для общественного сознания. Информация к размышлению гласит, что «разрыв логистических цепочек с поставщиками и искусственно созданный повышенный спрос» создали угрозу недостатка детского питания. Чтобы как-то снизить напряжение торговцы детским питанием приняли решение об ограничении продажи его в одни руки.
За более чем 30 лет нам пора в России, с учетом постоянного спроса на эту продукцию, наладить производство собственного качественного сырья и конечного продукта, предназначенного для малышей.
Сообщается, что известная фирма «Макдональдс» на время собирается закрыть в России 850 ресторанов быстрого питания. Производитель компактных обедов, как мы поняли, намерен переждать время санкций, а затем вернуться к российскому потребителю. Но будем в определенной степени прагматиками — это значительная ниша общественного питания. В нашей стране исторически многие десятилетия функционировала доступная система общепита, которая предлагала человеку за умеренную плату качественную и калорийную пищу. Сразу после распада СССР она в значительной степени «перекочевала» в руки иностранных организаторов и продавцов быстрого питания.
За это время выросло целое поколение фастфуда, однако сегодня для российских предпринимателей открывается окно возможностей в данной сфере услуг. Отметим сразу, в Ингушетии в этом плане сохраняет свои доминирующие позиции продукция национальной кухни, но во многих крупных регионах России общепит открывает новые возможности для малого бизнеса.
В нынешней ситуации работает старая пословица «Нет худа без добра». По оценке экспертов, при всех очевидных трудностях экономического и психологического характера нынешним летом во всех регионах Российской Федерации открываются варианты эффективного внутреннего туризма со всеми плюсами экономического характера.
Мы перечислили лишь несколько фрагментов новостной ленты. А их только за один день набегает до тысячи.
Всякий кризис — испытание для сотен и тысяч человек, которые прилагают усилия, чтобы обеспечить себе достойный заработок и уровень жизни. Разумеется, опыт и знания людей, трудящихся в иностранных фирмах и компаниях, имеет огромную ценность. Часть этих производственных структур обязательно вернется в прежнюю колею, начнет работать, производить товары и предоставлять услуги. Надеемся, многие из них продолжат функционировать, несмотря на санкции, политическое отчуждение государств и т.д.
Вместе с тем, те позиции, которые россияне 20-30 лет назад уступили, по различным причинам, во многих сферах человеческой деятельности надо вернуть.
У страны с таким огромным потенциалом должен быть свой продовольственный, технологический, медицинский, материальный и всякий иной достаток. И в каждом регионе надо находить человеческие и производственные ресурсы, чтобы занять ниши на этом большом и конкурентном рынке.