Смыслом его жизни была вера
Саад-мулла Патиев вел активную общественную деятельность и был мудрым миротворцем
Мы знаем, наш народ сохранился в великих трудностях благодаря свету ислама, благодаря нашим устазам — учителям и проповедникам истинной религии. Народ наш помнит и передает свидетельства о них от поколения к поколению. Сегодня наша задача — сохранить все сказанное ими.
Речь пойдет о замечательном человеке, несмотря на все трудности, посвятившем всю свою жизнь служению Всевышнему Аллах1у. Это — Патиев Саад-мулла Саадул-Хаджиевич. Он неустанно молился об укреплении морали нравственности, о сохранении исламских традиций.
Патиев Саад Саадул-Хаджи родился в 1886 г. в с. Хамышки Джейрахского района.
Его отец, Патиев Саадул-Хаджи, был помещиком, у него было много земель, скота. Мать — Дзарахова Гуси, уроженка с. Джархой-Юрт.
Кроме Саада, в семье еще была дочь Салейхо. У Саадула-Хаджи в первом браке больше не было детей. Во втором браке с Гелатхой Бокси было три сына — Магомед-Гири, Умар и Али.
В семилетнем возрасте Саада отдали учиться в медресе Кабардино-Балкарии к друзьям отца Саадула-Хаджи по фамилии Исламовы (впоследствии они эмигрировали в Турцию), затем он продолжил учебу в Чечне — в Ведено и в Бухаре.
В десятилетнем возрасте, будучи во время каникул дома, отец взял Саада с собой во Владикавказ, где им встретился Арсанов Дени—Шейх, который погладил мальчика по голове и завещал придерживаться его учений.
После начала Первой мировой войны в 1914 году Саад добровольно ушел на фронт. Был в Архангельской области, охранял военнопленных австро—венгров, потом воевал в составе Дикой дивизии. После свершения революции в 1917 году принял позицию красных, потом он поехал в Петроград, был знаком с С. М. Кировым. Киров лично выдал Сааду удостоверение об участии в революционных событиях. По прибытии в Ростов-на-Дону Саад наткнулся на белогвардейцев, и удостоверение пришлось уничтожить. Саад чудом остался жив. Когда он добрался домой, в семье не знали о подробностях в Москве, Петербурге. С приходом советской власти жизнь стала тяжелой. Саада, как духовного представителя, стали преследовать, в числе других неоднократно подвергался гонениям со стороны НКВД, и ему чудом удалось избежать ареста.
В 30-х годах Саад был в бегах, скрывался от представителей советской власти. Несмотря на гонения, он женился в 1922 году на Чапановой Товзи Эльбердовне, уроженке с. Верхние Ачалуки, с которой познакомился будучи муталимом у известного богослова Чапанова Исхака-муллы. Товзи была его племянницей. В 1924 году у Саада родился сын Салман, а потом и другие дети: Суламбек, Халимат, Ахмад-Башир, Тагир, Маддын, Назир. Семья его к этому времени обосновалась в с. Гадаборшево, они там построили дом, завели хозяйство.
Однако спокойной жизни в доме не было. Были доносы и опять гонения. Так протекала жизнь Саада, пока не наступил 1944 год. И опять расставание с Родиной. Сослан Саад в Северный Казахстан под чужим именем, отдельно от семьи. В 1946 году жена заболела и скончалась, так и не увидев мужа. Семья оставалась на попечении старшего сына Салмана. Саад жил в Акмолинской области вместе со своими братьями. Когда узнал о смерти жены, переживал за семью и старался всячески привезти ее к себе. Но спецпереселенцам не разрешали передвигаться по территории ссылки.
В 1950 году Саад женился на Евлоевой Совдат Сулеймовне. От этого брака было у него трое детей — Марет, Муса и Иса. Все дети Саада обращались к нему «абуна», что в переводе с арабского означает «наш отец». Там, в Казахстане, будучи в ссылке, Саад вел активную жизнь в духовном мире и как мулла, и как богослов. Лично был знаком с выдающимися представителями мусульманского вероисповедания ингушей и чеченцев: с Арсановым Багаудином Дениевичем, Доскиевым Умаром Экиевичем, Амиевым Саитом, Боковым Джамалдином, Гомкортиевым Тагиром, Гатиевым Джабраилом, Алиевым Халитом, Муцольговым Усманом и многими другими известными богословами.
В 1956 году, 7 ноября, Саад вместе со своей большой семьей сошел с поезда на железнодорожной станции г. Орджоникидзе (Владикавказ). Старшие двое сыновей уже имели свои семьи и по двое детей, дочь была замужем. Все вернулись в свой дом в с. Гадаборшево, которое к тому времени уже переименовали в с. Куртат. Вновь получили земельные участки, и вновь пришлось строить дома, уже отдельно — старшим сыновьям и себе. Время шло и рос авторитет Саада-муллы, как старейшины, как духовного представителя, как мудрого и миролюбивого человека.
Жизнь в Чечено-Ингушетии возрождалась, упраздненная на долгие 13 лет республика вновь расцветала. Саад-мулла был узнаваем и почитаем во всех уголках республики своей миролюбивостью, мудростью, глубоким чувством юмора, добротой, справедливостью.
Саад-мулла в совершенстве владел арабским языком, трактовал Коран. Вечерами у него собирались сыновья, внуки, племянники и слушали его учения. Он учил людей жить по канонам Корана, любить друг друга, не обманывать, не красть, уважать соседей, не терять чувство достоинства, почитать старость, любить отчий край, Родину. Его учения можно было слушать без конца. Каждый день Саада был насыщенным: его приглашали то на перемирие, то на сватовство, то на сходы. И каждый раз все вопросы с его участием решались с благополучным исходом.
К нему приезжали люди с разными вопросами и всегда получали исчерпывающие и мудрые ответы, ссылаясь на учения Корана и на хадисы Пророка (Да благословит его Аллах1 и приветствует).
Саад-мулла был очень гостеприимным человеком, он никогда не садился за стол один и, когда не с кем было разделить трапезу, выходил на улицу и ждал первого прохожего и просил его оказать ему услугу — разделить с ним скромный стол. Его молитвы, его мягкая речь обладали живительной силой. Он не любил несправедливость, ложь, высокомерие, уважал традиции и обычаи не только ингушей, но и других народов. Среди его друзей — богословов были представители многих национальностей: чеченцы, дагестанцы, черкесы, осетины, кумыки, таджики. Саад-мулла никогда не одобрял кровную месть, которая на Кавказе бытовала со времен язычества. Он считал, что любой вопрос, вплоть до политического, можно решить без кровопролития, ибо человек, отвечающий за убийство убийством, беспомощен. Всевышний Аллах1 запрещает кровопролитие по любому вопросу.
Сегодня нет такого села в Ингушетии, где ни помнили бы имени Саада-муллы, или его положительного решения какой-нибудь проблемы.
После смерти у него осталось много арабских книг, Коран разных годов издания, огромное количество рукописей, которые при коммунизме нельзя было печатать, а с наступлением демократических времен не удалось сохранить. Дом, в котором он жил, сгорел со всем имуществом в 1992 году.
Таких людей, как Саад-мулла, сегодня смело можно назвать «человек-легенда», «человек-энциклопедия». Каждый день о нем вспоминают его родственники, его преемники. Ни один сход стариков не проходит, чтобы не вспоминали учения Саада-муллы. Сегодня очень важно на примере таких выдающихся людей обучать и воспитывать молодежь. Считаю, что наше подрастающее поколение обязано знать этих замечательных людей.
После возвращения из ссылки в 1956 году в с. Куртат и до самой смерти Саад—мулла вел активную общественную деятельность, был мудрым миротворцем.
Благодаря его авторитету было предотвращено много межтейповых и межнациональных распрей. Он учил любить друг друга представителей разных вирдов.
В 1989 году в с. Куртат приезжала представительная делегация из арабских стран. Когда они прочитали некоторые рукописи Саада—муллы, они сказали, что автор этих рукописей является философом, и что он достоин звания доктора философских наук.
Похоронен Саад-мулла на родовом кладбище фамилии Патиевых в с. Куртат Пригородного района. Он был верен своей религии. А сущность веры состоит в том, что она придает жизни такой смысл, который не умирает, а живет в сердцах людей.