Твоя сила и надежная защита
Семья в Ингушетии – это основа для воспитания настоящего человека
Близится завершение очередного учебного года. Это волнительное событие не только для учащихся выпускных классов, но и для их школьных наставников. Ведь каждый из них вложил в завтрашних выпускников частичку своей души, проникся надеждой, что их старания, труд станут для ребят залогом успеха и благополучия во взрослой жизни. И к этим чувствам невозможно привыкнуть, сколько бы раз ты их не переживал. Даже если опыт исчисляется десятками лет, как, например, в случае с преподавателем математики СОШ №1 г. Сунжа, Почетным работником образования России, учителем высшей категории Марет Хусейновной Харсиевой (Далиевой по отцу). Уже в сороковой раз она становится свидетелем, как вчерашние безыскусные, наивные малыши, повзрослев, став юношами и девушками, с устремленными в будущее внимательными и сосредоточенными взглядами покидают родные пенаты и расстаются со ставшими уже родными школьными наставниками.
Нынешний год в нашей стране объявлен Годом семьи. Это своеобразная дань уважения государства к самой важной части общественной иерархии. В семье формируется личность, в семье формируется гражданин, в семье формируется Человек. В жизни ингуша семья имеет особое значение. Вместе с представителями рода – это твоя сила и надежная защита. Но вместе с тем, это ответственность. Твое лицо – это лицо твоей семьи, твоей фамилии. Такие установки задают своим детям хорошие ингушские родители. Именно в такой морали воспитывали своих детей и, ныне уже покойные, Хьусен и Гошмох Далиевы из селения Мужичи.
Чтобы сразу стал понятен масштаб родительского героизма этих двух замечательных людей, укажем, что воспитали они в таком достойном мировоззрении не одного и или двух потомков, а целых 15: 6 мальчиков и 9 девочек. Да, такое количество детей не сказать, что норма даже для наших, по традиции многодетных семей. Но, тут дело даже не в количестве отпрысков, а в том, какими людьми они выросли. И об этом, имея на то полное право, с гордостью рассказала нашей газете типичный представитель этой неординарной семьи ветеран педагогики Марет Хусейновна Харсиева.
- Мой отец Хусейн рос сиротой. Он еще находился в утробе матери, когда потерял отца. Дедушка погиб во время Гражданской войны в начале прошлого столетия. Так как он был один, он мечтал о большой и дружной семье. Эта мечта, как видите, сбылась. Помогла ему в этом лучшая мать, каких знала земля, Гошмох Османовна Арсельгова, - начала свой рассказ о своей семье и себе, как части этого уникального родственного коллектива, моя собеседница.
- Как говорят у нас, у ингушей, человека она сделать, конечно же, не смогла бы, а вот все остальное в ее золотых руках спорилось, - говорит о маме Марет Хусейновна. Она была талантливая рукодельница. О том, что она обшивала всю нашу семью, я уже не говорю. А скольким невестам в округе она помогла собраться к свадьбам! Даже чокхи иной раз могла сшить. Семья – это ведь тоже школа. Немного повзрослев, ты сам становишься в ней учеником и набираешься опыта как будущий воспитатель. Ведь и тебе когда-то, если даст Аллах, тоже создавать семью, растить детей. Основой методов воспитания мамы были бесконечная доброта и понимание. Как и всякая другая мама, она старалась, чтобы её дети питались не хуже других, одеты и обуты были достойно. Но, при этом она боялась в нас проявления кичливости, зазнайства. Всегда говорила, стремясь к лучшему, «смотрите не на тех, кто живет вольготнее вас, а на тех, кому повезло в этой жизни меньше, чей удел скромнее вашего». Не помню дня, когда мама накричала бы на кого-либо из нас. Ее оружием было мягкое, доброе и доходчивое наставление.
Марет Хусейновна говорит, что, лишь став мамой, а чуть позже и родительницей нескольких студентов, она по-настоящему поняла, какую ношу вытянули ее родители, помогая встать на ноги 15 детям, из которых порой 6-7 человек одновременно оказывались студентами.
Гошмох Османовны не стало в 2015 году. Она пережила своего супруга Хусейна Абдуллаевича на пять лет.
Отец моей героини Хусейн Абдуллаевич, как уже упоминалось, рос сиротой. Как и все люди его поколения познал тяготы выселения. Момент расставания с землей предков для него сложился особенно драматично. Накануне 23 февраля он отправился для инспекции одной торговой точки куда-то в высокогорье. Когда Хусейн вернулся в Мужичи, село стояло обезлюдевшим. Представьте себе на мгновенье его состояние. Уже один он отправился в горестное путешествие, целью которого было воссоединение с семьей, с матерью. Хусейн любил Родину и тосковал по ней, о чем говорит и тот факт, что, как только появилась такая возможность, он одним из первых устремился на Кавказ, в родные Мужичи. Это было в 1958 году.
- Отец тоже был к нам добр и сострадателен. Но, в то же время, понимая, что излишняя мягкость до добра не доводит, воспитывал в строгости, приучал к трудолюбию. За последнее я ему благодарна особенно. Когда приучен к труду, растешь с осознанием того, что любые задачи решаемы, если взяться их решать, трудности, возникающие на жизненном пути любого из нас, не кажутся такими уж непреодолимыми. Главное, не бояться и начать работать над ними, - делится Марета Хусейновна.
В семье же, по словам Мареты Хусейновны, она прониклась и духом коллективизма. Успех дела – это всегда слаженная работа всех членов команды, взявшейся решать ту или иную задачу.
- Помню, когда училась в вузе, то старалась побыстрее сдать сессию, если получается, даже досрочно и вернуться в Мужичи, чтобы помочь семье с хозяйственными делами, будь то покос травы, прополка, сбор урожая или что-то другое. Росла с пониманием того, что важно и значимо участие каждого, чтобы результат был достигнут. Не привыкла отсиживаться в стороне. Так же отношусь и к школьному коллективу. Все мы, кто связал судьбу с образованием, ответственны в определенной мере за будущее нашего народа, ведь те, кому суждено его формировать, сидит сегодня за школьной партой. А это такая архиважная цель, что без чувства локтя не справиться, -размышляет Марета Хусейновна.
Удивительным человеком была и бабушка Марет - Шишха. Последнее больше даже не имя, а прозвище, поясняет моя собеседница, да такое, что, если вникнуть в его смысл, понимаешь, чтобы заслужить его – надо было постараться. Ингушское «шиш» можно перевести примерно как основательность, фундамент, что - то имеющее особый вес и ценность. Именно такой она и была: мудрой, рассудительной, содержательной и оттого проницательной. К ней за советом приходили боаккхи нах. Её слова часто оказывались почти пророческими. Мама Мареты, Гошмох, жила со свекровью душа в душу. Женщина, говорят, часто повторяла: «Я все делаю, как мне велит моя маьр-нана, и потому никогда не ошибаюсь». Верным оказалось это и в случае, когда после окончания школы решалась дальнейшая судьба внука-первенца Гирихана. Прабабушка, говорят, сказала сыну и невестке: «Пусть Гирихан обязательно получит хорошее образование. На него будут смотреть младшие и пойдут по его же стопам». Так и получилось. Все дети Хусейна и Гошмох в последующем поступили в вузы и получили профессии.
- Чтобы не быть обузой родителям, деньги на карманные расходы Гирихан зарабатывал тяжелым трудом - разгружал вагоны на товарном дворе в Грозном. Вот так нелегко их зарабатывал и затем приезжал домой с полными сумками сладостей, чтобы побаловать нас - младших братьев и сестер. Став студентом, он не ослаблял контроля и над нашим образованием. В каждый приезд старшего брата мы писали под его диктовку диктант, должны были заучивать новые стихи и т.д.
Гирихана хорошо знают в Сунженском районе. Он успел поработать директором порядка пяти школ. Обычно, учитывая его управленческий опыт, его назначали на роль руководителя в только отстроенных, новых учебных заведениях. Его задачей было наладить работу, запустить учебный процесс. И он с ней успешно справлялся, - делится Марета Хусейновна.
В этом году эту большую и дружную семью постигло большое и в каком-то смысле непривычное горе. Ушел из жизни старший брат Гирихан. Братьям и сестрам из одной семьи кажется порой, что они всегда будут молодыми и всегда будут вместе. Но, время разрушает и это, спаянное самой искренней любовью, единство.
- Мы как - будто вновь осиротели. Ведь он во многом, после смерти родителей заменил их нам, - говорит моя собеседница.
Примерить роль руководителя Гирихану довелось в очень молодом возрасте. В 17 лет он поступил на физмат ЧИГУ им. Л. Толстого, в 22 года успешно его окончил, и сразу по завершении учебы в вузе его назначают директором Мужичинской средней школы.
Кроме Гирихана преподавательскую стезю в этой семье выбрали еще 6 человек.
- Суммарный общий стаж педагогической деятельности нашей семьи насчитывает уже 190 лет, - смеясь, говорит Марета Хусейновна.
Существенный вклад в формирование этой внушительной цифры внесла и сама Марета Хусейновна. Как уже было сказано, школе она отдала 40 лет жизни. Во что, конечно, с трудом верится, глядя на эту молодую, полную энергии, не устающую учиться и постигать новое, с отличным чувством юмора, женщину. Но, ведь все зависит от того, когда человек начинает свой путь в профессии, к какому номинальному возрасту плюсуется трудовой стаж. Это как раз тот случай. Работать в школе Марета Хусейновна начала сразу после … школы.
- В 1982 году, когда я окончила школу, мне как раз исполнилось 17 лет. В плане продолжения учебы или трудоустройства у отца на меня были свои планы. Я ему и раньше с отчетами, незамысловатой бухгалтерией по магазину помогала, вот он и приметил меня в помощницы. Что, конечно же, шло вразрез с моими представлениями о будущем. Торговлю я не любила. А получилось так, что именно в последние два года учебы в школе к нам в Мужичи учителем математики пришел работать наш же односельчанин Мухарбек Дикажев, только получивший диплом. Чуть погодя, его еще выбрали главой местной администрации, которая в те годы была одна на два села - Алкун и Мужичи. Приехав в очередной раз на встречу с селянами-алкунцами, те высказали ему свою, давно наболевшую проблему: в местной школе уже который год нет преподавателя математики. И вот он мне говорит: «Марет, поступай на заочное отделение в пединститут и иди работать в Алкунскую школу учителем математики».
Представь, Адам, мне в мае исполнилось 17 лет, и он мне предлагает начать учить детей. Я, конечно же, отказалась. Не то чтобы я категорически не хотела работать в школе, но на тот момент я себя в ней не видела. Мухарбек стал давить на меня через брата. И вот в один из дней мне передают от Гирихана, уже отделившегося от нас, записку: «Не позорь меня, выходи на работу!» Деваться уже было некуда. Первый рабочий день я запомнила на всю жизнь. Экстремальным было даже его начало. С транспортом тогда, знаешь, было не так, как сейчас, когда полно такси и маршруток. В Алкун можно было добраться лишь на рейсовом автобусе, который где-то в пять утра выезжал из райцентра (станица Орджоникидзевская, ныне г. Сунжа), в 6 примерно оказывался в Мужичах, и в половине седьмого довозил тебя до пункта назначения. Когда я пришла в школу, до начала занятий еще было полтора часа. На улице темень. Меня встретили ночной сторож и техничка, которая пришла растопить печи. Последняя прониклась моей ситуацией, и, как бы давая добрый совет, сказала: «С детьми будь строгой. Будешь заходить сегодня в класс, не улыбайся. Будешь чересчур приветливой, ты пропала, дети не будут тебя слушаться».
Этот совет шел вразрез с мнением мамы, которая, напутствуя, говорила: «Детей можно взять только добротой. Не жалей ее на них». В итоге я зашла в класс и залилась веселым, и, наверное, немного нервным, смехом. Вся ситуация мне казалась какой-то неправдоподобной и даже немного комичной: я - вчерашняя школьница, без образования, пришла учить, считай, своих сверстников, математике. Но, все оказалось не таким страшным. Совет мамы оказался действенным. С детьми у меня сложились прекрасные отношения. Да, что дети! На каждый урок ко мне приходили родители малышей. Сидели и слушали меня внимательнее самих школьников. Говорили, чтобы суметь потом помочь ребенку с домашним заданием.
Когда на следующий год подоспела необходимость поступать в вуз, директор стала уговаривать не подавать документы на очную форму. Мол, дети тебя полюбили, и справляешься ты хорошо, давай совмещать работу и учебу. Сначала я так и сделала. Но, моя очередная поездка в Грозный, куда мама делегировала меня купить платки, которые мы по традиции дарим гостям на праздник разговения (на дворе был Рамадан), все изменила. Выполнив поручение мамы, я отправилась в университет и переложила документы с заочного отделения на очное. Свой шаг я ни с кем не согласовала и ждала от родителей бурной реакции. Папа мой поступок встретил спокойно, но выразил надежду, что я не сдам вступительные экзамены, так как проходной балл на очное отделение был выше заочного, тем более на физмат. И его можно было понять: на тот момент в нашей семье уже было шесть студентов-очников, семейный бюджет просто мог не выдержать. Однако с экзаменами я справилась на «хорошо» и «отлично». Мне даже стипендию назначили.
При поступлении нас на курсе был 101 человек. Дипломы же получили лишь 37. Параллельно с учебой работала в СОШ №6 Грозного. Отучившись, вернулась в родную мужичинскую школу. После замужества, уехала вместе с супругом в Красноярск и преподавала там. И затем уже, с переездом в Сунжу, в 1998 году вышла учителем математики в местную первую школу. С тех пор здесь, - рассказывает Марет Хусейновна.
Как человек своего поколения, Марета Хусейновна застала слом эпох. На ее глазах произошла трансформация нашего общества от советской авторитарной модели до нынешней – так сказать, демократической. Изменения эти коснулись, конечно же, и системы просвещения.
- Если бы я знала, что это приведет к такой деградации системы просвещения, я бы, наверное, еще лет пять или раньше оставила профессию. Дети не хотят учиться, что-то запоминать. Они полностью полагаются на гаджеты. Учитель перестал быть в глазах учащегося авторитетом, обладателем знаний, в которых они нуждаются и которые им хочется перенять. По их мнению, им достаточно сделать запрос в Яндексе и они получат ответы на все свои вопросы. Поэтому налаживать контакт с ними трудно. Однако эти трудности меня лично лишь подзадоривают, заставляют поднимать планку требований к собственной компетенции. Я постоянно учусь, занимаюсь самообразованием, не упускаю возможность пройти курсы повышения квалификации, если такие предложения поступают, - говорит моя собеседница.
Опытный учитель отмечает, что изменилась и ментальность детей, в том числе ингушских.
- Конечно, примеров хорошего, традиционного воспитания хватает. Но, все же, глобализация делает свое дело. Дети проявляют чересчур много своенравия, непокорности родителям. Чего уж тогда говорить об учителях, которые им, по сути, чужие люди. Это не значит, конечно, что это нужно смиренно принять и опустить руки. Нет, ни в коем случае. Я это к тому, что учительский труд многократно усложнился в последние годы и это нужно учитывать, - говорит Марет Хусейновна. По ее словам, основа успеха современного педагога – непрестанное совершенствование уровня своей учительской квалификации. Реализуя этот принцип на практике, Марет Хусейновна периодически принимает участие в различных конкурсах профессионального мастерства, организуемых федеральным и региональным Минпросом, с охотой ездит на курсы повышения квалификации, педагога на постоянной основе включают в различные экзаменационные и аттестационные комиссии и олимпиадные жюри. Она обладатель званий «Почетный работник общего образования РФ» и «Ветеран труда», признана учителем высшей категории.
- Я была участницей конкурсов «Учитель года», «Самый классный классный», «Воспитать человека», «Я люблю математику» и т.д. Была одной из первых слушательниц образовательного центра «Сириус». Это был ценный опыт. Как вы знаете, программы «Сириуса» ведут выдающиеся деятели российской науки, ведущие учителя лучших физико-математических и химико-биологических школ, вузов, тренеры национальных и региональных сборных по математике, информатике, физике, химии и биологии. Для тренировки памяти взяла за правило периодически заучивать наизусть стихи российских и ингушских классиков. Особенно люблю стихи на родном языке, - делится наша героиня.
По мнению Мареты Хусейновны, труд учителя в должной мере не ценится. Речь, в том числе, и о его оплате.
- По этой причине, чтобы обеспечить благополучие семьи, самой соответствовать социальному статусу (ты, как - никак, представитель интеллигенции), педагоги вынуждены брать дополнительную нагрузку, заниматься репетиторством и т.д. В итоге это приводит к раннему профессиональному выгоранию, мы теряем мотивированного на реальный результат, болеющего за судьбу своих подопечных, наставника. В связке учитель - ученик - родитель, без тесной кооперации между которыми гармоничную, цельную, ответственную личность никак не вырастить, именно первый участник играет ключевую роль. Нам нельзя его терять, перегружая работой и бесконечной отчетностью, - считает Марета Хусейновна.