Чарующая пластика ингушского танца
В Ингушетии прошел мастер-класс образцового детского хореографического ансамбля «Таргим»
Стартовавший в Ингушетии Год культурного наследия народов России продолжает полниться новыми яркими событиями. В Доме культуры города Карабулака, коллектив которого возглавляет заслуженный работник культуры Ингушетии Камбулат Аушев, прошел мастер-класс образцового детского хореографического ансамбля «Таргим». Это мероприятие стало также продолжением успешной реализации в регионе Всероссийского межведомственного культурно-образовательного проекта «Культура для школьников».
В мероприятии приняли участие директор Республиканского Дома народного творчества Ингушетии им. заслуженной артистки России К. А. Евлоевой Алаудин Эсмурзиев, художественный руководитель РДНТ Ася Абдурзакова, художественный руководитель ДК сельского поселения Нижние Ачалуки Саид Катиев, художественные руководители и балетмейстеры хореографических коллективов Домов культуры республики.
Мастер-класс ансамбля «Таргим», который добился высоких результатов под руководством замечательного хореографа, лауреата премии Правительства РФ «Душа России» Адама Бекова, был направлен на решение задач, связанных с сохранением, популяризацией и развитием хореографического искусства, а также приобщением подрастающего поколения к искусству танца. Коллективу, имеющему статус образцового, это вполне по плечу.
Воспитанники Адама Бекова продемонстрировали в ходе мастер-класса класс-урок и «народную середину» с элементами национальной хореографии, а также хореографические композиции «Вайнахский танец», «Девичий танец» и «Таргимский перепляс». «Танец с кувшином» исполнила на мероприятии солистка ансамбля Хава Мурзабекова, а Абукар Тимурзиев и Хадижа Погорова показали блестящую технику в «Парном танце».
«Как известно, народный танец — это часть национальной культуры, он несёт в себе историю, передается от поколения к поколению и как нельзя лучше демонстрирует традиции обычаи и культуру народа, — рассказывает художественный руководитель Республиканского Дома народного творчества Ингушетии Ася Абдурзакова. — Танец в жизни ингушей всегда занимал особое место. В танце — душа народа во всех её проявлениях, жизнь народа, его радости и печали, любовь и ненависть, героизм и трудолюбие. В ингушском танце не скроешь ничего: ни характера, ни сноровки, ни грации, ни мужества. У нас бытовал танец свадебный, танец стариков, танец юношей, танец девушек, и в каждом из них — своя этика и философия.
Одним из первых, кто описал ингушский танец, был Иоганн Бламберг — офицер генерального штаба Российской империи, откомандированный в 1830 году на Кавказ для службы в отдельном Кавказском корпусе. В своих рукописях отмечал: «Танец ингушей это нечто особенное, это живая грациозная пляска...»
Тут уместно будет обратиться к притче: «Пришел человек к мудрецу и сказал: «О, Мудрец, научи меня отличать истину от лжи, красоту от безобразия. Научи меня радости жизни!». Подумал Мудрец и научил человека... танцевать!»
Танец имеет огромное значение, как средство воспитания национального самосознания. Изучение, сохранение, популяризация и привлечение подрастающего поколения к занятию танцами необходимо для того, чтобы молодежь имела какие-то знания о танцах народов не только России, но и мира. Ведь у каждого народа свой индивидуальный почерк, свой национальный колорит, характер, музыка и пластическое выражение.
В старину в нашем древнем крае по характеру исполнения ингушского танца, осанке, движениям, по тому, как держится юноша в танце, могли судить, выдавать за него свою или нет. Вполне можно утверждать, что требования к исполнителям ингушского танца были очень строгие».
Ася Абдурзакова в прошлом сама профессионально занималась национальными танцами и потому имеет возможность рассуждать на эту тему с полным знанием дела. В последние годы к истокам, особенностям и характеру ингушской национальной хореографии обращены взоры многих исследователей и ученых. Но Ася Магомедовна настоятельно рекомендует каждому познакомиться с творческой работой «Из истории ингушского танца», принадлежащей перу заслуженного работника культуры и народного артиста Республики Ингушетия Р. С. Куркиева. «В работе изложено очень много ранее неисследованного и интересного!», — утверждает она.