Ингушская Атлантида Берснако Газикова
В краеведческом музее Ингушетии прошла встреча с известным архивистом
В Ингушском государственном музее краеведения им. Т.Х. Мальсагова прошла встреча с известным краеведом и архивистом-исследователем Берснако Газиковым. Участниками этого мероприятия, на котором Берснако Джабраилович познакомил собравшихся с некоторыми своими последними архивными находками, стали представители научной, образовательной и культурной сферы региона, общественных организаций и Народного Собрания Ингушетии. Берснако Газиков уже давно стал уникальным феноменом в истории и культуре нашего народа, а потому интерес к его деятельности огромен. Всю свою жизнь он посвятил поиску документов и материалов, связанных с историей ингушей и Ингушетии, в различных архивах, музеях и библиотеках Российской Федерации и зарубежных стран. Его бесценный вклад в создание архивного фонда нашей республики, музейных и библиотечных собраний Ингушетии сегодня невозможно переоценить.
«Берснако Газиков занимается своим делом с особым усердием и профессионализмом, проявляя при этом исключительную эрудицию и знание языков. Благодаря его стараниям, мы можем сегодня узнать о событиях прошлых веков, о выдающихся личностях, которые оставили след в памяти нашего народа, и о том, как они повлияли на формирование и развитие Ингушетии. Наш замечательный современник не только выявляет уникальные документы, но и проводит их глубокий анализ, делает выводы и представляет результаты своих исследований широкой аудитории. Его труды способствуют формированию объективного взгляда на историю нашего народа и позволяют нам лучше понять свое прошлое, а также использовать накопленные знания для построения будущего», – отметил, открывая встречу, директор Ингушского музея краеведения Магомет Сагов.
За долгие годы неутомимой поисковой работы Берснако Газикову удалось вернуть из забытья сотни имен, обнаружить тысячи новых документов и фотографий, посвященных истории ингушского народа. Что делает Газикова действительно уникальным, так это его целеустремленность и преданность делу: еще в детстве он поставил перед собой задачу собрать все материалы, касающиеся Ингушетии, и он работает над ее достижением вот уже более пятидесяти лет. Будь то история геологоразведки региона, карты, литература, фотографии из прошлого или другие интереснейшие архивные данные - всё находит живой отклик в сердце исследователя.
Сегодня уже ни у кого не осталось никаких сомнений в том, что без Берснако Джабраиловича наши знания о прошлом были бы гораздо более ограниченными, а потому и поддержка его усилий, которой, откровенно говоря, не достает, является ключевым элементом в сохранении историко-культурного наследия ингушского народа.
- Моя жизнь была посвящена документальному восстановлению истории ингушей, - говорит Берснако Газиков. - Сегодня я испытываю некоторое сожаление о том, что мы так и не смогли забрать из архивов нашей страны и из-за рубежа огромное количество материалов, касающихся истории нашей древней земли. Многое из того, что мне удалось обнаружить за эти десятилетия, пока, к сожалению, не удалось привезти в Ингушетию из-за отсутствия средств.
Берснако Газиков, движимый благородными целями, начал работу по восстановлению утраченных знаний еще в возрасте 15 лет. Как-то я уже писал, что именно тогда, в далеком 1968 году, ему в руки попал «Кавказский этнографический сборник», изданный в Тбилиси, который и пробудил в юноше интерес к истории родного края. Однако, вскоре Берснако обнаружил, что в библиотеках и музеях его родной республики отсутствуют материалы, которые могли бы удовлетворить его любопытство. Эта вопиющая несправедливость и заставила его действовать.
«Самоотверженность Берснако Газикова в его стремлении к восстановлению исторической правды можно назвать настоящим гражданским подвигом, - говорит кандидат филологических наук, профессор филологического факультета Ингушского государственного университета Мадина Мальсагова. - Он верен своему призванию на протяжении 55 лет, продолжая свои кропотливые изыскания и возвращаясь из своих поездок по российским и зарубежным архивам с огромным количеством ранее неизвестных материалов и документов».
Путь, который избрал для себя Берснако, став взрослым, был тернистым и непростым. Но он не отступил перед трудностями и твердо решил идти до конца, осознав, что только так его жизнь будет наполнена высоким смыслом. Даже если для этого ему придется чем-то пожертвовать. И надо сказать, что для достижения своих целей ему действительно пришлось отказаться от многих благ и удовольствий жизни. Он лишил себя возможности проводить время со своими друзьями и близкими, которые не всегда разделяли его стремлений и желаний. Берснако полностью посвятил себя работе, которая требовала от него полной самоотдачи и концентрации.
Обозревая его жизненный путь, не сложно понять, что, несмотря на все трудности и испытания, выпавшие на его долю, Берснако Газиков ни на секунду не пожалел о своем выборе. Наверное, в этом и есть сила человека, который идет по своему собственному пути, а не следует за толпой. Он счастлив от того, что смог сделать то, что не удавалось до него никому.
Увлеченный своим делом архивист и исследователь стряхнул пыль веков и открыл для своих современников забытых героев прошлого, поведал о том, как начиналась история их края. Он показал, откуда берут начало их корни и как они связаны с теми, кто жил задолго до них. Благодаря трудам Газикова, наши современники смогли больше узнать об истории Ингушетии, о том, что было забыто или утеряно в тех страшных испытаниях и бедах, которые обрушивались на ингушский народ.
«Труд Б. Газикова - это длительное по времени, скрупулезное по охвату и качеству, высоконравственное по своей этической сути собирание национальной ГIалгIаики - всеохватывающего свода сведений, источников, материалов и документов о нашем народе, драматически для него словно выпавшем из огромной исторической мозаики мира, - отмечала известный ученый и общественный деятель Марьям Яндиева. - Б. Газиков негромко, последовательно, бескорыстно, в ущерб здоровью и личному благополучию, очень благородно (потому что свои дары преподносит всем: как отдельным людям, семьям, так и государственным учреждениям) восстанавливает затерянную и для очень многих неизвестную ингушскую Атлантиду. Берснако откапывает её в архивах и спецхранах, в неизвестных и известных книгах. Он находит имена, факты, события, связи ингушей с мировым космосом истории; бережно и с неистовой сыновней любовью водружает на достойное её – Ингушетии – и ингушей место в великом ансамбле народов Кавказа и мира».
На встрече в краеведческом музее Берснако Газиков рассказал о том, что минувший год прошел для него насыщенно и плодотворно - состоялись несколько поездок, в том числе одна зарубежная, в ходе которых он напряженно работал в различных архивных учреждениях. Результатом этой работы стали новые важные и интересные находки и открытия.
Поделился Газиков и своими планами относительно собственных издательских проектов. Один из них он решил приурочить к 100-летию государственности ингушского народа. Этот проект будет представлять собой уникальное издание с фотографиями, запечатлевшими Ингушетию в разные эпохи её исторического развития. Фотоальбом позволит читателям увидеть, как менялась Ингушетия на протяжении веков, какие изменения происходили в жизни людей.
Часть этих снимков, датированных разным временем, увидели и участники встречи. Фотографии, представленные Берснако Газиковым, сохранили для потомков виды горной Ингушетии, башенные комплексы, еще не затронутые разрушительными процессами, старинные населенные пункты древнего края, а также лица людей, живших в них когда-то.
Надо отметить, что работу над этим проектом краевед начал еще несколько лет назад. И успех, как всегда, не заставил себя ждать. В частности, в начале 2022 года Берснако Газиков получил около двухсот фотографий из Российского государственного научно-исследовательского музея архитектуры им. А.В. Щусева. Они уже были презентованы им общественности Ингушетии, которая убедилась, насколько интересной и весомой оказалась эта находка.
В последующем коллекцию Берснако Джабраиловича пополнили еще более пятисот фотографий, обнаруженных им в одном из федеральных архивов. Несмотря на то, что эти снимки датируются 1971 годом и не являются такими старыми, как все предыдущие находки краеведа-архивиста, их ценность ничуть не меньше. Минувшие полстолетия сделали их свидетельством целой эпохи, канувшей в прошлое.
В продолжение интересного разговора, состоявшегося на встрече в стенах краеведческого музея республики, Берснако Газиков рассказал о предпринятых им поездках в Ессентуки, которые были связаны с поиском потомков Фомы Ивановича Горепекина - выдающегося ученого и общественного деятеля, внесшего значительный вклад в развитие ботаники и краеведения на Северном Кавказе.
Самым главным делом жизни Ф. И. Горепекина стало глубокое и всестороннее изучение истории ингушского народа. Более 30 лет своей жизни он отдал этому благородному делу, которое стало неотъемлемой частью его самого. Возвращение имени Горепекина из долгого забвения – тоже заслуга Берснако Газикова. Уже много лет он занимается поиском материалов, связанных с жизнью и деятельностью этого неординарного человека.
«В ходе наших неоднократных поездок в город Ессентуки и в станицу Ессентукскую, где родился Фома Иванович Горепекин, мы встречались с руководителями органов власти, музейными и архивными работниками, представителями казачества, - рассказывает Берснако Газиков. – В ходе нашей очередной поездки нам удалось разыскать правнучку выдающегося ученого Нонну Алексеевну Святошову. Она сохранила фотографии Фомы Ивановича, его документы и рабочую папку, с которой он ходил по горной Ингушетии, занимаясь своими научными изысканиями. Все эти материалы она передала нам.
Вы наверняка помните, что Ингушское историко-географическое общество «Дзурдзуки» выступило с инициативой возродить звание «Нахаа-си-дер», что в переводе означает «Просветитель народа», присвоенное Горепекину в 1918 году по решению депутатов, представлявших ингушский народ. Мы вместе с членами общества «Дзурдзуки» принимали участие в обсуждении этой инициативы, проходившем в Народном Собрании Ингушетии. Речь также шла об увековечении имени Фомы Ивановича – его имя должны по праву носить учебные заведения и улицы в Ингушетии. В связи с этим возникла необходимость установить точные даты рождения и смерти ученого и просветителя.
Правнучка Горепекина рассказала нам, что он ушел из жизни 4 января 1943 года. В то время Ессентуки находился под гитлеровской оккупацией, но, несмотря на это, проводить его в последний путь пришло большое количество людей.
Наши поездки в Ессентуки и проведенные там встречи и исследования дают надежду на то, что нам удастся найти утерянные ныне работы Фомы Ивановича. Предположение о том, что встретивший непонимание и гонения со стороны властей ученый был вынужден направить свои труды в Лондонскую Королевскую академию, может оказаться ошибочным».
Берснако Газиков рассказал также о том, что правнучка Горепекина передала им хранящуюся в семейном архиве фотографию старшего лесного объездчика, жителя селения Салги Назрановского округа Эльбузура Эльджеркиева, подаренную им Фоме Ивановичу в 1915 году. Нонна Алексеевна попросила найти родственников этого человека, которым наверняка будет интересно увидеть своего предка. Берснако Джабраилович выполнил эту просьбу. Фотография Эльбузура Эльджеркиева была торжественно вручена его внуку здесь же, на встрече в музее.
Фома Иванович Горепекин, которому ингушский народ присвоил высокий титул просветителя в знак благодарности за огромный вклад, внесенный им в развитие ингушского общества, появился на свет 7 июля 1874 года в станице Ессентукской Терской области. В возрасте 17 лет, после окончания четырехклассного Николаевского училища во Владикавказе, он столкнулся с проблемой продолжения обучения.
Не имея возможности оплатить дальнейшее образование, в 1894 году юноша решает поступить в лесное училище во Владикавказе. Окончив его через два с половиной года, он начинает свою карьеру в лесной службе, проработав помощником лесничего и ревизором лесов на протяжении последующих 23 лет, захватив, в том числе, и период существования Горской Республики. За это время он глубоко изучил природу Кавказа и его проблемы, связанные с охраной и использованием лесных ресурсов.
С 1898 года Фома Иванович начинает активно заниматься научной деятельностью, изучая природу и народы Кавказа. Он проводит планомерные исследования и готовит ряд работ, которые становятся основой для его дальнейшего научного роста, состоит членом-корреспондентом двух крупных научных учреждений - Юрьевского и Тифлисского ботанических садов, пользуется авторитетом в мире науки и уважением со стороны коллег.
Горепекин в течение 18-ти лет являлся также активным деятелем Терского областного статистического комитета, что свидетельствует о его интересе к социально-экономическому развитию региона. Кроме того, он стремился сохранить историю и культуру края для будущих поколений, активно участвуя в создании Терского музея вместе с Григорием Абрамовичем Вертеповым.
Особый интерес ученого привлекает история ингушей. И вовсе не случайно. В одной из своих работ Фома Иванович напишет: «Ключ к познанию истории народов белой расы лежит на Кавказе. Его хранит ингушский народ».
С самого начала своего научного пути Горепекин решил выучить ингушский язык. Это было первым шагом на его пути к познанию истории и культуры ингушей. Общаясь с народом, он старался максимально погрузиться в его культуру, чтобы понять все тонкости и нюансы ингушской истории и фольклора. Он даже создал свою собственную азбуку для записи ингушских слов и фраз. Эта азбука стала уникальной и неповторимой, ведь она позволяла не только точно передать все звуки ингушского языка, но и сохранить культурное наследие народа.
Используя свою азбуку, Фома Иванович записывал ингушский фольклор, который передавался из поколения в поколение. Его труды стали настоящей сокровищницей знаний об истории, культуре и традициях ингушского народа. Однако в те времена, когда Горепекин жил и работал, исследования ученого не были оценены по достоинству. Он прикладывал титанические усилия, чтобы опубликовать свои работы, но все было безуспешно. Так имя одного из ярчайших исследователей Кавказа было забыто на долгие годы.
В очередной раз с серьезными препятствиями на пути публикации результатов своих многолетних исследований Фома Иванович Горепекин столкнулся в конце 20-х годов прошлого века. В этот период, с 1929 по 1930 год, он приложил колоссальные усилия, чтобы его труды были опубликованы, однако встретил непонимание и отсутствие поддержки со стороны властей.
Тяжелые материальные условия, в которых находился Горепекин, еще больше усложняли его задачу. Несмотря на это, ученый с невероятным упорством и решимостью обращался как к центральным, так и местным органам власти, пытаясь добиться признания своего труда. К сожалению, его усилия так и не увенчались успехом. Предложения и просьбы ученого не находили отклика у властей, которые были больше озабочены борьбой за эту власть, политическими вопросами и, соответственно, проистекающей из этого политической конъюнктурой того времени.
Думаю, не сложно представить, насколько Фома Иванович был разочарован и обескуражен таким отношением к его труду. Он видел, как его идеи, над которыми он работал долгие годы, уходят в тень из-за отсутствия поддержки и интереса со стороны государственных органов.
«Искра знания народу ингушам», «Альбом рукоделия ингушских женщин», «Древнейший ингушский календарь», «О развитии сыроварения и ткацкого промысла в ингушской стороне», «Тавра и знаки у ингушей», «Народные и книжные сказания», «Нарты ингушей, кабардинцев и осетин», «Дом, жизнь, семейный уклад, вооружение и т.д. у ингушей» - это названия лишь некоторых работ Горепекина. Доподлинно известно, что уже к 1920 году их перечень содержал почти четыре десятка наименований.
Как подчеркнул на встрече Берснако Газиков, сегодня, оглядываясь назад, мы можем с уверенностью сказать, что Фома Иванович Горепекин достоин памяти и уважения за свои заслуги перед ингушским народом. Его вклад в изучение культуры Кавказа бесценен, и его имя должно быть в полной мере возвращено из забытья».
«В своей деятельности я опираюсь на помощь и поддержку друзей и единомышленников, разделяющих мой интерес к прошлому Ингушетии, - поделился краевед на прощание. - Вообще, работа, связанная с историей – это наша общая работа. Казалось бы, осуществляя свою деятельность в этом направлении уже более 55 лет, я мог бы сказать, что мною собрано из различных архивов уже всё. На самом деле, это далеко не так. В перспективе еще многое предстоит сделать».
Берснако Джабраилович поблагодарил за поддержку всех, кто пришел на встречу с ним, кто не равнодушен к истории родного края, которой вправе гордиться каждый ингуш. Он выразил надежду, что впереди у него еще не раз будет возможность рассказать общественности о новых проектах и интересных открытиях.