Музей краеведения Ингушетии показывает «звериный стиль» изобразительного искусства
В Ингушский государственный музей краеведения им. Т. Х. Мальсагова проходит выставка «Зооморфные фигурки». На ней посетители музея могут увидеть уникальные зооморфные фигурки -зеркала, фигурки в виде птицы, топор, лев, головы орла и другие образы животного мира, сообщали газете «Сердало» в пресс-службе хранилища культурных ценностей.
По словам знатока данной темы, научного сотрудника по археологии Розы Гойговой, зооморфное искусство — это яркий феномен, который отражает многие аспекты жизни населения Северного Кавказа.
Отмечается, что наиболее ярко звериный стиль в изобразительной пластике народов Центрального Кавказа проявляется в период т. н «кобанской культуры». Культы домашних и диких животных отображались на бронзовых изделиях, начиная с XII — XI вв. до н. э., на железных — с VII — IV вв. до н. э.
По мнению исследователей, отражая эволюцию верований и занятий кобанцев, археологические находки позволяют восстановить картину их жизни. К примеру, в с. Джейрах обнаружены скульптурные изображения в виде статуэток и голов быка, оленя, барана, козла, коня, собаки, волка, птицы, рыбы, некоторые из них имеют петли для привешивания.
Сообщается, что изображения барана, козла, оленя, волка, медведя, змеи, птиц, мифических животных можно встретить в виде литых бронзовых амулетов, на изящных ювелирных изделиях, покрытых тонкой узорной резьбой и рельефными фигурами животных и людей, на камнях, выполненные в виде линейного контура или рельефной резьбы, узорчатых войлоках, в вышивке, керамике и т. д.
В мире животных, отображенном в мифах, сказаниях, легендах, утвари, одежде, оружие, орнаментальном искусстве ингушей особое место занимают птицы: орел, удод, голубь, ласточка. И сегодня ласточка служит символом чистоты и благодати. Ранее считалось, что, обладая магическими свойствами, она может оживлять.
Голубь известен на всей планете, как символ мира. В представлениях ингушей — это священная птица, которую нельзя убивать, ведь она напоила умирающего Сеска-Солсу, который выпил расплавленной меди. Еще один тип мифических птиц нашел свое отражение в бронзовой пластике — подвески в виде «рогатых птичек» или так называемых «птичек — барашек», которые, по мнению Е. И. Крупнова, относятся к I тыс. до н. э.
Также образ лошади(коня) был частным у ингушей, так как его считали чистым сакральным животным.
Исчезновение животных влекло на народ, согласно поверьям, множество бед. С исчезновением змеи, охраняющей водоем — сармаком — ушла вода, а вместе с белыми птицами исчезло благополучие, олени унесли с собой благодать.
Можно говорить, что с древних времен у ингушей было ясное представление о взаимосвязях, которые определяют благополучие природной среды.
Открытие и изучение этих страниц национальной культуры, истории Ингушетии, несомненно обогатит каждого человека, который посетит данную выставку.