ГӀалгӀай къаман
юкъара газет

Новости


Севморпуть - стратегически важнейший российский водный маршрут

Россия отмечает 500-летия начала освоения Северного морского пути

11.08.2025 10:47

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал Указ о праздновании 500-летия начала освоения Россией Северного морского пути. Оргкомитет предстоящих торжеств возглавил помощник Президента РФ, председатель Морской коллегии страны Николай Патрушев.

Историки сообщают, что русское судоходство в этих суровых северных краях – полярных морях, были известно много веков назад. Так поморы – жители современной Архангельской области еще в XIII – XIV веках начали охотиться на морского зверя в нынешних Баренцевом и Карском морях, доходя до Обской губы.

Русским дипломатом Дмитрием Герасимовым в декабре 1525 года была выдвинута гипотеза о возможности добраться из Европейской части в Китай через Северный Ледовитый океан. Термин «Северный морской путь» появился значительно позже, и серьезно осваивать маршрут начали только в XX веке, но именно эта дата считается отправной точкой в изучении арктических вод для навигации.

Первым испытателем, кто прошел Берингов пролив в 1648 году и доказал, что Америка и Азия разделены, стал Семен Дежнев. Этот момент можно назвать начальным для исследования Арктики и прокладывания новых морских путей.

В XVIII и XIX веках российские экспедиции заложили основы для будущего освоения СМП. Такие известные исследователи, как Витус Беринг, Федор Литке, Семен Челюскин составляли карты, изучали течения и льды, искали более короткие пути из Европы на Восток. Особое место в истории занимает экспедиция Эдуарда Толля, который в конце XIX века искал легендарную Землю Санникова. Его труды стали частью культурно-просветительского наследия России.

Быстрыми темпами арктическая навигация стала развиваться в 30-е годы прошлого века, что было связано с потребностью в оперативном и безопасном перемещении грузов в условиях индустриализации СССР. Ледокол «Александр Сибиряков» впервые прошел СМП в 1932 году за одну навигацию и доказал перспективность маршрута. В 1935 году образовалось Главное Управление Севморпути, которое отвечало за координацию экспедиций, строительство инфраструктуры, развитие ледокольного флота.

Во время Великой Отечественной войны СМП стал важнейшим направлением перевозки и доставки товаров и грузов в северные регионы страны, переброски военно-морского флота и стратегических грузов.

Закончилась война и без промедления началось обустройство портов и строительство ледоколов для освоения северных маршрутов. В 1957 г. на воду спустили первый в мире атомный ледокол «Ленин». А в 1977 г. ледокол «Арктика» показал совершенно новые возможности для арктического судоходства, когда состоялось известное историческое событие – он достиг Северного полюса.

Спустя пять веков славная история освоения Севморпути успешно продолжается. Сегодня это еще и крупный международный проект с замечательными перспективами. Его роль неизменно остается очень значимой для обеспечения экономической мощи и процветания России.

Электронни газета язле

(PDF) кӀира цкъа арадувла къаман юкъара «Сердало» газет, цӀагӀара ара ца воалаш деша таро я

Хьаязде
Вверх