ГӀалгӀай къаман
юкъара газет

80 ПОБЕДА!

ЕЖЕГОДНЫЙ ДОКЛАД

Об итогах деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Ингушетия в 2024 году

29.03.2025 17:51

Настоящий ежегодный доклад подготовлен в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.05.2013 № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 07.05.2013 № 78-ФЗ) и Закона Республики Ингушетия «Об уполномоченном по защите прав предпринимателей в Республике Ингушетия» от 03.12.2013 № 46-РЗ.

Доклад подготовлен на основе материалов практической работы Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Ингушетия (далее – Уполномоченный) в 2024 году с учетом результатов взаимодействия с субъектами предпринимательской деятельности региона при рассмотрении их обращений (жалоб, предложений).

Настоящий ежегодный доклад включает сведения о качественных и количе- ственных показателях, характеризующих результаты деятельности Уполномо- ченного и состояние дел в сфере соблюдения и защиты прав и законных интересов предпринимателей на территории Республики Ингушетия в 2024 году, а также предложения органам государственной власти и местного самоуправления в части совершенствования правового регулирования.

Ежегодный доклад направляется Главе Республики Ингушетия, в Народное собрание Республики Ингушетия, Общественную Палату Республики Ингушетия и Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей.

И. о. Уполномоченного

по защите прав предпринимателей

в Республике Ингушетия                                                          З.Б. ДЗАУРОВ

ВВЕДЕНИЕ

В условиях современной экономики ключевыми задачами государства являются улучшение предпринимательского климата и обеспечение эффективного диалога бизнеса и государства по вопросам защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности. При этом особую значимость имеет наличие инструментов обеспечения гарантий реализации права на предпринимательскую деятельность – институт уполномоченного по защите прав предпринимателей.

Институт уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Ингушетия является инструментом непосредственной защиты нарушенных прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, основанным на привлечении предпринимательского и экспертного сообществ, государственных и общественных институтов к решению системных проблем, стоящих на пути развития бизнеса.

В соответствии с положениями Закона Республики Ингушетия «Об уполномоченном по защите прав предпринимателей в Республике Ингушетия» от 03.12.2013 № 46-РЗ информирование о деятельности Уполномоченного осуществляется путем подготовки, представления и публикации ежегодного доклада. В рамках этой работы проводятся консультации с экспертным сообществом, выявляются системные проблемы бизнеса, решение  которых требует привлечения внимания органов государственной власти.

В этой связи доклад содержит сведения о правовой основе, функциях и задачах Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Ингушетия, об общей ситуации в сфере малого и среднего предпринимательства Республики Ингушетия, о качественных и количественных показателях, характеризующих результаты деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Ингушетия.

Таким образом, основной целью доклада является анализ ситуации в сфере соблюдения прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности региона, выявление наиболее актуальных, системных проблем, а также информирование органов власти всех уровней, конкретных должностных лиц и предпринимателей региона о деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Ингушетия.

1.  Правовая основа, функции и задачи Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Ингушетия.

 

Правовое положение, основные задачи и компетенция уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Ингушетия, порядок его назначения установлены Законом Республики Ингушетия «Об уполномоченном по защите прав предпринимателей в Республике Ингушетия» от 3 декабря 2013 года № 46- РЗ, а также Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации».

Должность Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Ингушетия учреждена в целях обеспечения государственных гарантий защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, зарегистрированных на территории Республики Ингушетия, и субъектов предпринимательской деятельности, права и законные интересы которых были нарушены на территории региона.

К основным задачам Уполномоченного относятся:

-        защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности (в том числе членов органов управления коммерческой организации в связи с осуществлением ими полномочий по управлению такой организацией) на территории Республики Ингушетия;

-       содействие восстановлению нарушенных прав и охраняемых законом интересов субъектов предпринимательской деятельности;

-      правовое просвещение субъектов предпринимательской деятельности в вопросах принадлежащих им прав и способов их защиты;

-    содействие улучшению делового и инвестиционного климата в Республике Ингушетия;

-    информирование общественности Республики Ингушетия о соблюдении и защите прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности на территории Республики Ингушетия;

-       осуществление контроля за соблюдением прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности (в том числе членов органов управления коммерческой организации в связи с осуществлением ими полномочий по управлению такой организацией) органами государственной власти и органами местного самоуправления на территории Республики Ингушетия;

-   взаимодействие с предпринимательским сообществом;

-       содействие развитию общественных институтов, ориентированных на защиту прав и законных интересов  субъектов  предпринимательской деятельности;

-   участие в формировании и реализации государственной политики в области развития предпринимательской деятельности, защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности.

2.     Общая ситуация в сфере малого и среднего предпринимательства Республики Ингушетия.

 

Республика Ингушетия на протяжении последних лет стабильно показывает рост численности субъектов МСП.

Так, по данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ФНС России (далее – реестр) по состоянию на 01.01.2025 на территории Республики Ингушетия зарегистрировано 6963 субъекта МСП, что на 10,1% больше аналогичного периода 2023 года.

Абсолютный темп роста количества предприятий за 2024 год по сравнению с 2021 годом составил 42,5%.

Наибольшая доля входящих в МСП предприятий приходится на долю ИП – 58% или 4036 ед.

На долю юридических лиц приходится 42% зарегистрированных предприятий или 2927 ед.

Наибольший рост количества зарегистрированных предприятий в 2024 году, входящих в МСП, приходится на долю ИП. Их количество по сравнению с 2023 годом увеличилось на 17,74 %.

Рост количества юридических лиц по сравнению с 2023 годом составил 35,5%.

В 2024 году, в отраслевом разрезе, наибольшая доля зарегистрированных в Республике Ингушетия организаций в общем количестве организаций приходилось на отрасль «Строительство» - 26%. На долю отрасли «Оптовая торговля» приходилось 21% зарегистрированных предприятий.

В 2024 году в Республике Ингушетия 36% зарегистрированных индивидуальных предпринимателей приходится на отрасль «Розничная торговля». Количество  зарегистрированных  индивидуальных  предпринимателей  в  отрасли

«Сельское хозяйство и охота» составило 33%. На долю отраслей «Строительство зданий» и «Транспорт сухопутный и трубопроводный» приходится по 6% предпринимателей.

В разрезе муниципальных образований в 2024 году наибольшая доля зарегистрированных организаций приходилась на следующие муниципальные образования:

- г. Назрань – 38,15%;

- Назрановский район – 18,14%;

- г.Магас – 9,93%.

 

Доля зарегистрированных в 2024 году компаний по муниципальным образованиям Республики Ингушетия

К   наиболее   крупным    предприятиям  сферы    МСП   по   объему             выручки, функционирующим на территории Республики Ингушетия, относятся:

-   ООО «РСУ»;

-   ООО «РИАК»;

-   ООО «Скад-М»;

-   ООО «Амирад»;

-   ООО «ССК»;

-   ООО «ЗАС «РИАЛ»;

-   ООО «ЕВРОСТРОЙСЕРВИС-2010»;

-   ООО «Московские Аптеки»;

-   ООО «Русстрой»;

-   ООО «Мет-Индустрия»;

-   ООО «КММ-МОТОРС».

Абсолютный темп роста численности занятых в сфере МСП в 2024 году по сравнению с 2021 годом составил 21,1%.

За анализируемый период количество самозанятых граждан, зафиксировавших свой статус и применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», составил 20 915 чел., в том числе:

-   физические лица – 20 285 чел.;

-   ИП – 630 чел.

В 2024 году число самозанятых в регионе увеличилось в 1,3 по сравнению с 2023 годом.

Необходимо отметить, что согласно статистике Минэкономразвития РФ по самозанятым гражданам в России с 2020 по 2023 год Республика Ингушетия возглавила рейтинг по темпу роста самозанятых.

Самозанятые граждане региона ведут деятельность в различных сферах, в том числе в пассажирских и грузовых перевозках, торговле, строительстве, ремонте и техническом обслуживании авто, в предоставлении услуг  салонов  красоты, ремонте бытовой техники, оказании информационных услуг и пр.

Объем налоговых поступлений субъектов МСП в консолидированный бюджет Республики Ингушетия за 2024 год составил 1 535,18 млн руб., что выше аналогичного периода 2023 года на 22,1%.

Объем налоговых поступлений по уровням бюджетной системы Республики Ингушетия составил:

-   в федеральный бюджет – 446,8 млн руб.;

-   в республиканский бюджет – 971,4 млн руб., что выше 2023 года на 34,1%;

-   в местный бюджет – 117,0 млн руб., что выше 2023 года на 73,6%.

В   структуре   налоговых  поступлений   наибольшая    доля             приходится                    на следующие виды налогов:

-   налог на прибыль организации (НПО) – 28,2%;

-   налог на доходы физических лиц (НДФЛ) – 17,5%;

-   налог на добавленную стоимость (НДС) – 23,8%;

-   специальные налоговые режимы – 24 %.

Наибольшая доля налоговых отчислений от субъектов МСП в общем объеме налоговых поступлений за 2024 год приходилась на 5 отраслей экономики, в том числе:

-   строительство – 62,6%;

-   торговля  оптовая   и   розничная,   ремонт    автотранспортных          средств      и мотоциклов – 27,4%;

-   деятельность гостиниц и предприятий общественного питания – 5,2%;

-   деятельность по операциям с недвижимым имуществом – 3,9%;

-   транспортировка и хранение – 3,6%.

3.  Региональная инфраструктура поддержки бизнеса.

 

Уполномоченный принимает участие в системной работе органов государственной власти Республики Ингушетия по улучшению инвестиционного и предпринимательского климата в регионе.

В целях оказания мер поддержки субъектам предпринимательской деятельности в регионе созданы и действуют региональные институты развития бизнеса, в частности:

-   НМК «Фонд поддержки предпринимательства Республики Ингушетия»;

-   Торгово-промышленная палата Республики Ингушетия;

-   АНО     «Центр      координации     поддержки     экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства»;

-   АНО «Мой бизнес»;

-   Гарантийный фонд;

-   «Фонд развития промышленности Республики Ингушетия»;

-   ГКУ «Республиканский бизнес-инкубатор»;

-   удаленное рабочее место АО «МСП Банк».

Эти организации ориентированы на оказание комплексной консультационной, информационной и финансовой  поддержки предпринимателям Республики Ингушетия.

Также    на    территории   Республики    Ингушетия    функционирует    АНО

«Агентство инвестиционного развития Республики Ингушетия», осуществляющая сопровождение инвестиционных проектов по принципу «одного окна».

Уполномоченный в своей работе сотрудничает и осуществляет взаимодействие с указанными организациями.

 

4.  Показатели административного давления в Республике Ингушетия.

 

В целях сравнения результатов правоприменительной практики в области контрольно-надзорной деятельности и оценки уровня административной нагрузки на бизнес в субъектах Российской Федерации Аппаратом Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей совместно с региональными уполномоченными по защите прав предпринимателей ежегодно рассчитывался индекс административного давления.

Однако с 2024 года Аппаратом Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей данный аналитический инструмент больше не применяется.

В связи с этим состояние административного давления на бизнес оценивается в рамках национального рейтинга «Состояние инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов».

В соответствии с национальным рейтингом АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», опубликованным в 2024 году, Республика Ингушетия располагается на 36 месте.

В 2024 году по итогам анализа показателей рейтинга подготовлены и направлены аналитические справки Главе Республики Ингушетия и в Правительство Республики Ингушетия о показателях  административного давления на бизнес в ходе проведения контрольно-надзорной деятельности в регионе.

Следует отметить, что в Республике Ингушетия качественно изменилась практика госконтроля в сторону усиления профилактического вектора. Контрольно-надзорные органы в рамках своей деятельности стали больше использовать предупреждения.

В целом анализ показателей рейтинга Республики Ингушетия свидетельствует о том, что:

-   показатель Б2.2 (среднее количество контрольно-надзорных мероприятий в год) в 2023 году сохранился на прежнем уровне и составил 0,02 шт. в год. Данный показатель выше среднероссийского уровня (0,83 шт. в год). По данному показателю Республика Ингушетия относится к группе «А» – региону, являющемуся лидером в сравнении с другими регионами и потенциальными носителями лучших практик;

-    показатель Б2.3 (доля компаний, столкнувшихся с давлением со стороны органов власти или естественных монополий) в 2023 году сохранился на уровне 2022 года и составил 0,0%, что ниже среднероссийского уровня на 15,84%.

По данному показателю Республика Ингушетия относится к группе «А» – региону, являющемуся лидером в сравнении с другими регионами и потенциальными носителями лучших практик;

-        показатель Б2.4 (удовлетворенность предпринимателей удобством и понятностью прохождения КНМ) по Республике Ингушетия вырос по сравнению с 2022 годом на 0,43 п. и составил 1,93 балла. Данный показатель выше среднероссийского уровня на 0,45 балла. По данному показателю Республика Ингушетия относится к группе «А» – региону, являющемуся лидером в сравнении с другими регионами и потенциальными носителями лучших практик;

-      показатель Б2.5 (доля предупреждений от общего числа наказаний) по Республике Ингушетия снизился по отношению к 2022 году на 26,55% и составил 40,45%. Вместе с тем данный показатель ниже, чем средний уровень по Российской Федерации на 15,55%. По данному показателю Республика Ингушетия относится к группе «D» – региону, показывающему результаты ниже среднего в сравнении с другими регионами;

-   показатель Б2.6 (доля организаций и ИП, подвергнутых контролю и надзору от общего числа подконтрольных) незначительно вырос по отношению к 2022 году и составил 1,36%. Показатель превышает среднероссийский уровень на 0,24%. По данному показателю Республика Ингушетия относится к группе «С» – региону, показывающему умеренные результаты в сравнении с другими регионами;

-    показатель Б2.7 (доля профилактических мероприятий в общем количестве контрольно-надзорных и профилактических мероприятий) вырос по отношению к 2022 году на 15,08%. Данный показатель ниже среднероссийского уровня на 11,27% пункта. По данному показателю Республика Ингушетия относится к группе «Е» – региону, отстающему в сравнении с другими регионами и характеризующемуся потенциалом для улучшения результатов.

Таким образом, Республика Ингушетия является лидером по трем первым показателям, входящим в раздел рейтинга «Административное давление на бизнес». По другим трем показателям раздела необходимы дальнейшие усилия по повышению результативности контрольно-надзорной деятельности со стороны контрольных органов республики.

С руководителями территориальных органов федеральных органов государственной власти проведены рабочие встречи, на которых обсуждались вопросы принятия дополнительных мер для дальнейшего улучшения показателей административного давления в Республике Ингушетия.

В целом следует отметить, что в 2024 году обращений от субъектов предпринимательства по вопросам нарушения прав в рамках контрольно- надзорных мероприятий в адрес Уполномоченного не поступало.

Таким образом, положения постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» органами контрольно-надзорной деятельности на территории Республики Ингушетия соблюдались.

5.  Деятельность по работе с обращениями предпринимателей.

 

Ключевое   направление   деятельности    Уполномоченного  –                           рассмотрение жалоб субъектов предпринимательской деятельности.

В порядке, установленном Законом Республики Ингушетия «Об уполномоченном по защите прав предпринимателей в Республике Ингушетия» от 03.12.2013 № 46-РЗ, в период с 2016 по 2024 год количество поступивших к Уполномоченному обращений составило 3432 ед., в том числе:

-   письменны – 248 ед.;

-   устных – 2 670 ед.

Количество обращений за 2024 год составило 247 ед., из них:

-   письменных – 20 ед.;

-   устных – 227 ед.

В 2024 году по отношению к 2023 году произошло снижение общего числа обращений на 56,4%.

Это связано в первую очередь с действием моратория на проведение проверок. Также немаловажную роль сыграла цифровизация услуг для бизнеса, что позволило минимизировать количество споров с контрольно-надзорными органами.

В  2024  году  основным  каналом  получения  обращений  в  ходе  личных приемов был непосредственно Аппарат Уполномоченного.

Все  20  поступивших  письменных  обращений  носили  административно- правовой характер.

Из 20 обращений в отчетном периоде:

-   5 обращений находятся в работе;

-    по 15 обращениям субъектов предпринимательской деятельности оказано содействие в защите или созданы условия для восстановления прав и законных интересов.

Общее количество принятых к рассмотрению письменных обращений в адрес Уполномоченного по защите прав предпринимателей, которые были закрыты в 2024 году, составило 40 ед., из них, по которым достигнут положительный результат – 14 ед.

В ходе рассмотрения обращений в 2024 году подготовлено и направлено:

-    20 уведомлений субъектам предпринимательской деятельности о принятии жалоб к рассмотрению, о результатах реализации мер по восстановлению нарушенных прав и законных интересов, о результатах рассмотрения жалоб;

-    26 запросов органам государственной власти и местного самоуправления Республики Ингушетия о представлении сведений, документов и материалов.

При рассмотрении обращений осуществлялась защита в судах:

-      по 2 обращениям подготовлено 2 процессуальных документа (отзывы, возражения, ходатайства и др.) в защиту прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности;

-     по 2 обращениям обеспечено участие в судебном заседании в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

Общее количество направленных ходатайств о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной и административной ответственности составило 4 ед., из них количество удовлетворенных ходатайств о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной и административной ответственности составило 2 ед. В частности, по обращению в целях защиты прав и законных интересов субъекта МСП республиканской прокуратурой привлечено к административной ответственности по ст. 15.15.10 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 тысяч руб. одно должностное лицо органа исполнительной власти Республики Ингушетия.

В 2024 году также проводились онлайн-консультации субъектов МСП, в ходе которых рассмотрено 227 устных обращений и оказана бесплатная юридическая помощь по вопросам защиты прав и законных интересов заявителей.

В рамках поступивших обращений рассматривались и даны разъяснения по следующим вопросам:

-   изъятие земельного участка для нужд Российской Федерации;

-   сложности с оформлением земельного участка для КФХ;

-   сложности с внедрением системы маркировки «Честный знак»;

-   оказание мер государственной поддержки предпринимателям;

-   налогообложение субъектов МСП;

-   порядок исчисления и уплаты страховых взносов для КФХ;

-   организация остановочных пунктов на муниципальных маршрутах регулярных перевозок на территории муниципальных образований Республики Ингушетия;

-правомерность размещения на территории муниципального образования нестационарных торговых объектов;

-установление завышенной кадастровой стоимости на объекты недвижимости.

Непосредственно обращения делятся в основном на два вида:

-          на действия (бездействие) органов государственной власти при предоставлении государственных услуг;

-           на действия (бездействие) органов муниципальной власти при предоставлении муниципальных услуг.

Вместе с тем в целях защиты законных прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности организована и ведется на постоянной основе работа по мониторингу:

-      публикаций в средствах массовой информации на предмет выявления нарушений прав субъектов предпринимательской деятельности;

-           исполнения положений действующего законодательства, которые обеспечивают право граждан на свободное осуществление законной предпринимательской деятельности;

-          соблюдения прав хозяйствующих субъектов в различных сферах предпринимательской деятельности;

-       законности издаваемых органами власти и местного самоуправления Республики Ингушетия нормативных правовых актов, которые регулируют предпринимательскую деятельность и затрагивают права предпринимателей;

-   правоприменительной практики в субъектах Российской Федерации.

 

6.   Деятельность по взаимодействию с Аппаратом Уполномоченного при Президенте Российской Федерации.

 

Реализация целей и поставленных задач осуществляется при постоянном взаимодействии с Аппаратом Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей.

В 2024 году такое взаимодействие осуществлялось по следующим ключевым направлениям работы:

-      участие в межрегиональных и общефедеральных мероприятиях, в ходе которых обсуждаются актуальные системные вопросы и проблемы, где происходил обмен опытом, наработанными материалами;

-   участие в обучающих семинарах;

-   подготовка и направление в адрес федерального аппарата статистической и отчетной информации, отражающей результаты работы, в том числе материалов, необходимых для проведения оценки эффективности деятельности (через систему электронного документооборота Общественной палаты Российской Федерации и справочную систему «Профиль региона»);

-   рассмотрение по поручению Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей поступающих в его адрес жалоб и обращений субъектов предпринимательской деятельности;

-         направление информационных материалов для размещения их на официальном сайте федерального бизнес-омбудсмена по защите прав предпринимателей;

-    участие в опросах предпринимателей, в том числе в опросе «Мониторинг состояния бизнеса в России».

В частности, на протяжении 2024 года было принято участие в свыше 30 семинарах, круглых столах и совещаниях, которые проводились аппаратом федерального омбудсмена в формате ВКС по темам защиты прав субъектов предпринимательской деятельности. В том числе:

-    «Выбор оптимальной правовой формы для ведения предпринимательской деятельности»;

-         «О ходе реализации отраслевого проекта по усилению кассовой дисциплины на розничных рынках»;

-      «Порядок осуществления контроля за использованием муниципального имущества на предмет соблюдения, исполнения условий договора аренды»;

-       «Проблема прекращения уголовного преследования в соответствии с положениями части 2.2 статьи 27 УПК РФ»;

-              «Актуальные вопросы компетентности судебного эксперта в судопроизводстве по делам о защите предпринимателей»;

-   «Актуальные проблемы частного образования. Новые возможности диалога с властью»;

-       «Воронка продаж: что это и как помогает повысить эффективность продаж»;

-  «Типичные ошибки при открытии бизнеса»;

-  «Дайджест законодательства для предпринимателей»;

-  «Особенности рекламы, продвижения бизнеса в интернете»;

-  «Риски и ответственность при заключении социальных контрактов»;

-  «Практика налоговой реформы и амнистии. Какие возникают вопросы»;

-         «Сервисы обжалования решений органов власти, получения мер поддержки»;

-  «Исламский банкинг: определение, характеристики, перспективы»;

-     «Обзор обобщения анализа правоприменительной практики контрольной (надзорной) деятельности в сфере труда и расследования несчастных случаев».

 

Из прошедших в 2024 году событий можно  отметить выездное участие в круглом столе, организованном                         Аппаратом Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, основной темой которого были актуальные вопросы                         защиты                           прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации.

Мероприятие собрало региональных бизнес-омбудсменов со всей страны для обсуждения наиболее острых проблем, с которыми сталкивается предпринимательское сообщество, а также для обмена опытом в сфере защиты прав и законных интересов бизнеса.

Ключевым моментом круглого стола стало обсуждение итогов деятельности за 2024 год и определение приоритетных направлений работы на будущее.

Также необходимо отметить, что по поручению Главы Республики Ингушетия в рамках данного мероприятия было организовано вручение юбилейной медали «100 лет государственности Республики Ингушетия» Борису Титову, специальному представителю Президента Российской Федерации по связям с международными организациями для достижения целей устойчивого развития, который с 2012 по 2022 год являлся уполномоченным при Президенте России по защите прав предпринимателей.

В 2024 году совместно с аппаратом Уполномоченного при Президенте Российской Федерации была организована работа по мониторингу состояния бизнеса в Республике Ингушетия. В рамках этой работы опросили более 60 предпринимателей региона и получили выводы исследования об их мнении о влиянии текущего состояния экономики на бизнес.

За анализируемый период в рамках рабочего взаимодействия в Аппарат Уполномоченного при Президенте Российской Федерации было направлено около

30    информационно-аналитических        и    справочных    материалов,    а        также предложений по различным отраслям экономики.

 

7.   Деятельность по взаимодействию с уполномоченными по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации.

 

Деятельность по взаимодействию с уполномоченными в субъектах Российской Федерации осуществляется в виде обмена информацией и лучшими практиками, мониторинга деловой среды, экономического и инвестиционного климата в регионах, подготовки и направления предложений по совершенствованию федерального законодательства, а также совместного участия в различных региональных и федеральных мероприятиях.

В 2024 году продолжалась работа по усилению взаимодействия и укреплению сотрудничества с уполномоченными по защите прав предпринимателей в других субъектах Российской Федерации, активно происходил обмен опытом и практикой в правозащитной деятельности. Так, по итогам года подготовлено и направлено в адрес региональных уполномоченных свыше 30 материалов.

Кроме того, по итогам 2024 года принято участие в 3 региональных мероприятиях:

-   в Кавказском инвестиционном форуме «КИФ -2024» (г. Грозный).

В рамках деловой программы «КИФ -2024» обсуждались вопросы развития внутреннего туризма, агропромышленного комплекса, транспортной инфраструктуры, различных направлений промышленности, энергетики, банковского сектора, международного сотрудничества и других сфер;

-   в межрегиональной конференции региональных уполномоченных по защите прав предпринимателей в Нижнем Новгороде.

Основная                           повестка конференции – проблема снижения  административного и силового давления на бизнес;

- в V Всероссийском форуме контрольных органов, который прошел с 31 октября по 2 ноября 2024 года в г. Калининграде на площадке Балтийского федерального университета                               имени Иммануила Канта.

Форум был посвящен вопросам построения современной системы государственного и муниципального контроля (надзора), возможностям применения цифровых технологий и другим актуальным для бизнеса темам.

 

8.       Деятельность по взаимодействию с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти и местного самоуправления Республики Ингушетия

 

В целях взаимодействия по вопросам защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности заключено свыше 40 соглашений, в частности с:

-   Прокуратурой Республики Ингушетия;

-   Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Ингушетия;

-   Федеральной антимонопольной службой России по Республике Ингушетия;

-   Министерством экономического развития Республики Ингушетия;

-   Министерством имущественных и земельных отношений в Республике Ингушетия;

-   ГУ МЧС России по Республике Ингушетия;

-   Следственным Управлением Следственного комитета по Республике Ингушетия;

-   МВД России по Республике Ингушетия;

-   Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Ингушетия;

-   Министерством здравоохранения Республики Ингушетия;

-   Отделением Банка России - Национальным банком по Республике Ингушетия;

-   Отделом Федеральной службы исполнения наказания по Республике Ингушетия;

-   Государственной инспекцией труда в Республике Ингушетия;

-   и пр.

Также соглашения о взаимодействии подписаны с:

-ИРО «Ассоциация юристов России» о безвозмездной экспертной правовой помощи (Pro bono);

-Ассоциацией крестьянских фермерских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов Республики Ингушетия;

-Ассоциацией женщин-предпринимателей;

-Ассоциацией молодых предпринимателей Ингушетии.

В рамках данных соглашений организована работа по защите и восстановлению прав предпринимателей, оптимизации нормативной правовой базы региона, а также правоприменительной практики в целях обеспечения максимально стабильных условий для ведения бизнеса.

Взаимодействие с органами законодательной и исполнительной власти, а также с органами местного самоуправления осуществляется сразу в нескольких формах:

-   участие в работе коллегиальных экспертных, совещательных и консультативных органов при органах государственной власти;

-   проведение оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, разрабатываемых органами исполнительной власти и органами местного самоуправления Республики Ингушетия, затрагивающих интересы субъектов предпринимательской деятельности;

-   систематическое проведение как личных встреч с руководителями соответствующих ведомств, так и телефонных переговоров по отдельным вопросам;

-   запрос документов у органов власти и местного самоуправления;

-   заключение соглашений о сотрудничестве и взаимодействии с органами государственной власти, силовыми структурами и общественными организациями о взаимодействии в сфере защиты прав и интересов предпринимателей;

-   проведение совместных мероприятий, в частности научно-практических мероприятий, конференций, форумов, симпозиумов и др.

В рамках проводимой работы в 2024 году направлено 199 писем, в том числе в территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, органы исполнительной власти республики и органы местного самоуправления.

В отчетный период вошел в состав следующих экспертных, совещательных и консультативных органов при органах государственной власти:

-       Инвестиционный совет при Главе Республики Ингушетия;

-              Попечительский совет при Региональном фонде поддержки предпринимательства и развития конкуренции;

-           Республиканский координационный совет по вопросам среднего профессионального и высшего образования, науки и кадрового обеспечения социально-экономического развития при Главе Республики Ингушетия;

-   межведомственная комиссия Республики Ингушетия по работе на цифровой платформе региональных практик устойчивого развития «Смартека»;

-       межведомственная рабочая группа по вопросам реализации на территории Республики Ингушетия положений ФЗ «О пробации в Российской Федерации».

Следует отметить, что взаимодействие с органами власти, в том числе и с контрольно-надзорными органами региона, осуществляется на регулярной основе, что повышает качество защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности и является действенным инструментом в решении проблем предпринимательского сообщества.

По итогам 2024 года принято участие в:

-   заседаниях инвестиционного совета при Главе Республики Ингушетия;

-   совещаниях Главы Республики Ингушетия;

-   рабочих совещаниях Правительства Республики Ингушетия;

-   заседаниях Народного Собрания Республики Ингушетия;

-   рабочих совещаниях органов исполнительной власти Республики Ингушетия;

-   рабочих совещаниях органов местного самоуправления.

Кроме того, в 2024 году в рамках обсуждения показателей административного давления на бизнес проведены рабочие встречи с руководителями территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органами исполнительной власти Республики Ингушетия.

В частности, проведены встречи с:

  • - руководителем УФНС России по Республике Ингушетия Куштовым М.;

  • - заместителем руководителя Кавказского управления Ростехнадзора Мержоевым А.;

  • - заместителем начальника управления – начальником территориального              отдела государственного автодорожного надзора по Республике Ингушетия Пугоевым Ю.;

  • - заместителем руководителя Кавказского межрегионального управления Россельхознадзора Баркинхоевым Д.;

  • - начальником Главного управления МЧС России по Республике Ингушетия Борисовым В.;

  • - руководством Росприроднадзора по Республике Ингушетия.

Также проведены иные мероприятия с участием органов государственной власти Республики Ингушетия, в том числе:

-      с заместителем руководителя УФНС России по Республике Ингушетия Евлоевым Б. подготовлен и записан информационный видеоматериал для предпринимателей региона, рассказывающий о налоговой реформе 2025 года, предусматривающей ряд масштабных изменений отдельных налогов и налоговых режимов, в соответствии с Федеральным законом от 12.07.2024 № 176-ФЗ;

-   с председателем Комитета по туризму Республики Ингушетия Цуроевым М. по вопросам поддержки туристического сектора Сунженского района Республики Ингушетия;

-            с заместителем министра сельского  хозяйства               и продовольствия                     Республики Ингушетия           Цороевым               И. подготовлен         и              записан информационный видео материал о новой грантовой программе Минсельхоза России «Агротуризм» и условиях участия предпринимателей Республики Ингушетия в этой форме государственного субсидирования;

-       с руководителем Фонда поддержки предпринимательства Республики Ингушетия Дидиговой Л. подготовлен и записан информационный видеоматериал о деятельности фонда и его программе льготного кредитования субъектов предпринимательской деятельности Республики Ингушетия.

На постоянной основе ведется взаимодействие с органами местного самоуправления Республики Ингушетия, которое осуществляется в формате совместных мероприятий, выездных рабочих встреч, проводимых с участием субъектов предпринимательской деятельности соответствующего муниципального образования.

В ходе данных рабочих встреч обсуждались как проблемы, имеющие системный характер, так и локальные жалобы субъектов предпринимательской деятельности, связанные с нарушением их прав и законных интересов со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В целях обеспечения защиты законных прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности проведены выездные приемы граждан на территории всех муниципальных образований Республики Ингушетия.

Выездные приемы граждан проводятся в рамках изменения формата деятельности по защите прав предпринимателей, в соответствии с которым, помимо еженедельного личного приема граждан, проводятся выездные приемы граждан непосредственно в муниципальных образованиях.

Также следует отметить прием граждан, который состоялся на площадке региональной общественной приемной Председателя партии «Единая Россия» Медведева Д. А. в Республике Ингушетия под руководством Председателя Народного Собрания Республики Ингушетия, секретаря Ингушского регионального отделения партии «Единая Россия» Тумгоева М.

На приеме присутствовали представители государственных органов власти и организаций. Основное внимание на встрече было уделено вопросам правовой поддержки гражданам, что позволило жителям региона обсудить актуальные проблемы и получить квалифицированную помощь. По итогам приема решено организовать дополнительные консультации для граждан, чтобы обеспечить максимальную поддержку в решении их проблем. Работа в этом направлении будет вестись на постоянной основе.

Кроме того, совместно с Уполномоченным по правам человека в Республике Ингушетия был проведен совместный прием граждан.

Прием прошел в целях обеспечения дополнительных гарантий государственной защиты прав граждан и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности на территории Республики Ингушетия.

 

9.     Нормотворческая деятельность

Нормотворческая деятельность заключается в направлении в органы государственной власти и органы местного самоуправления Республики Ингушетия мотивированных предложений о принятии, внесении изменений или отмене нормативных правовых актов, относящихся к сфере предпринимательской деятельности. В 2024 году в рамках законотворческой деятельности инициировано принятие на территории Республики Ингушетия 3 нормативных правовых актов, в частности: -Закона Республики Ингушетия «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения», предусматривающего с 1 января 2025 года введение эксперимента по установлению специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения» на территории Республики Ингушетия (утвержден от 29.11.2024 № 44-РЗ);

-Закона Республики Ингушетия «О внесении изменений в Закон Республики Ингушетия «Об уполномоченном по защите прав предпринимателей в Республике Ингушетия (утвержден 24.12.2024г. № 53-РЗ);

-Закона Республики Ингушетия «О внесении изменений в статью 20.1 Закона Республики Ингушетия «О регулировании земельных отношений», предусматривающего введение критериев отнесения инвестиционных проектов в сфере жилищного строительства (многоквартирный жилищный комплекс, многоквартирный дом) к масштабным инвестиционным проектам Республики Ингушетия (находится на рассмотрении в Народном Собрании Республики Ингушетия).

Кроме того, в рамках межведомственного взаимодействия рассмотрено и согласовано   с   учетом   замечаний 3 нормативных   правовых   акта   органов исполнительной власти Республики Ингушетия, в частности:

-проект Постановления Правительства Республики Ингушетия «Об утверждении порядка проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Республики Ингушетия, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности»;

-проект Постановления Правительства Республики Ингушетия «Об утверждении Порядка предоставления грантов в форме субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным в реестр социальных предпринимателей, и (или) субъектам малого и среднего предпринимательства, созданным физическими лицами в возрасте до 25 лет включительно»;

- проект постановления Правительства Республики Ингушетия «О внесении изменений в Постановление Правительства Республики Ингушетия от 14 июля 2021 года № 99 «О межведомственной комиссии Республики Ингушетия по работе  на  Цифровой  платформе  региональных  практик  устойчивого  развития

«Смартека».

Следует отметить, что работа по мониторингу изменений законодательства ведется на постоянной основе.

 

10.          Деятельность по взаимодействию с предпринимателями и общественными объединениями предпринимателей Республики Ингушетия

 

Взаимодействие с общественными объединениями предпринимателей Республики Ингушетия является важным направлением работы.

Предприниматели, руководители и члены ведущих общественных объединений предпринимателей активно привлекались к работе в отчетном периоде.

В целях улучшения предпринимательского климата, выявления системных проблем в регионе, организованы и проведены встречи со следующими региональными ассоциациями:

-   крестьянских фермерских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов;

-   предпринимателей;

-   молодых предпринимателей;

-   маршрутных перевозчиков;

-   туризма;

-   ремесленников;

-   мастеров войлочного ковроделия «Истинг»;

-   СРО «Межрегиональный Союз строителей Ингушетии»;

-   маршрутных перевозчиков.

Данные встречи не носили формальный характер, вопросы, озвученные на них, переложены в практическую плоскость.

Так, по итогам:

-     встречи с ассоциацией маршрутных перевозчиков организована работа с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления по определению начальных и конечных остановочных пунктов по муниципальным и межмуниципальным маршрутам. Частично данный вопрос решен - рядом муниципальных образований такие пункты определены;

-     встречи с предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере народно-художественных промыслов, была обозначена проблема отсутствия региональных нормативных правовых актов, регулирующих данную деятельность и, как следствие, отсутствие возможности у ремесленников официально находится в региональных и федеральных реестрах, а также иметь возможность получать льготы и субсидии. В настоящее время госорганом разработан соответствующий проект Постановления Правительства Республики Ингушетия и направлен в региональное Правительство;

-      обращения предпринимателей об изыскании возможности организовать повышение финансовой грамотности предпринимателей региона проведена работа с профильными органами исполнительной власти. Предприниматели Ингушетии в 2025 году получат возможность повысить финансовую грамотность на бесплатной и безвозмездной основе.

 

Также для предпринимателей республики организованы и проведены следующие мероприятия:

 

-       встреча  на базе ресурсного центра добровольчества Республики Ингушетия в г. Магасе представителей предпринимательского сообщества и институтов власти.

В мероприятии приняли участие руководитель комитета Народного Собрания Республики Ингушетия по экономической политике Боков И., руководитель Регионального исполнительного комитета Ингушского регионального отделения Всероссийской политической Партии «Единая Россия» Картоев И. и другие;

- совместно с Ресурсным центром добровольчества Республики Ингушетия в г. Назрани акция под названием «Честный бизнес под защитой государства». Целью данного мероприятия стало повышение информированности предпринимателей региона о механизмах защиты их законных прав и деятельности бизнес-омбудсмена.

В рамках акции, в которой приняли участие сотрудники аппарата уполномоченного и волонтеры, были посещены различные организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, предпринимателям розданы информационные листовки, а также даны разъяснения касательно того, как государство охраняет их деятельность;

- на базе Научной библиотеки ИнГУ в г. Магас проведен круглый стол на тему «Защита и развитие бизнеса в Ингушетии».

Для участия в  мероприятии были приглашены главный федеральный инспектор РИ, представители органов власти, представители бизнес-сообществ и др.

В рамках мероприятия обсудили актуальные проблемы и вызовы, стоящие перед предпринимателями в регионе.

В частности, проанализировали существующие меры поддержки, в том числе налоговые льготы и субсидии, а также проблемы, связанные с проверками и администрированием налогов.

 

11.  Деятельность экспертного совета

Экспертный совет при Уполномоченном является коллегиальным совещательным органом, созданным в целях оказания информационно- аналитической, консультационной, организационной, научно-методической помощи и иного содействия Уполномоченному при реализации его полномочий.

В компетенцию Экспертного совета входит:

-   системный анализ материалов правоприменительной практики о соблюдении прав и законных интересов предпринимателей;

-   подготовка заключений по отдельным нормативным правовым актам, регулирующим вопросы предпринимательской деятельности;

-   внесение предложений по совершенствованию федерального и регионального законодательства в сфере предпринимательской деятельности;

-   участие в подготовке обращений Уполномоченного к органам государственной власти и местного самоуправления;

-   внесение предложений по подготовке рекомендаций органам государственной власти, органам местного самоуправления, иным организациям по вопросам, касающимся обеспечения прав и законных интересов предпринимателей;

-   подготовка и экспертная оценка материалов и документов, используемых при составлении специальных и ежегодных докладов Уполномоченного о соблюдении прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства;

-   подготовка по запросу Уполномоченного заключений по жалобам граждан на действия (бездействие) органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц;

-   участие в проведении проверок сообщений о фактах нарушений прав и законных интересов предпринимателей.

Экспертный совет сформирован в составе из 12 человек из числа лиц, имеющих знания и опыт работы в области прав и законных интересов субъектов предпринимательства (представители предпринимательского сообщества, органов государственной власти и местного самоуправления, объединений предпринимателей, общественных правозащитных организаций, высших учебных заведений, средств массовой информации).

Председателем Экспертного совета является Уполномоченный. Он осуществляет руководство деятельностью Экспертного совета, в том числе решает вопрос о созыве заседания, определяет повестку дня, ведёт заседание Экспертного совета, обладает правом решающего голоса, руководит деятельностью рабочих групп Экспертного совета, временных комиссий и комитетов, образуемых при Экспертном совете.

В 2024 году на площадке Экспертного совета проведено 1 заседание.

Порядок деятельности, структура и задачи Экспертного совета установлены Положением об Экспертном совете при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Республике Ингушетия.

 

12.         ИНФОРМАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО

 

Основными информационными ресурсами Уполномоченного являются официальный сайт и телеграм-канал, отвечающие всем необходимым требованиям.

Ресурсы расположены по адресам:

-https://magas-pravo.ru;

-https://t.me/magaspravo06.

Сайт позволяет любому предпринимателю направить обращение к Уполномоченному, заполнив форму онлайн либо скачать форму обращения и отправить жалобу по электронной почте. Эти функции значительно упрощают процесс взаимодействия Уполномоченного и предпринимателей, а также экономят время обратившихся лиц.

Создан раздел «Меры поддержки», где собрана информация о федеральных и региональных мерах поддержки субъектов предпринимательской деятельности.

Кроме  того,  в  разделе  «Предприниматели»  размещена  информация  для предпринимателей Республики Ингушетия.

Посредством сайта происходит информирование субъектов предпринимательства о планируемых мероприятиях, проводимых бизнес- омбудсменом, а также о встречах с ним и властью.

Количество информационных материалов, размещенных на официальном сайте, составило 130 ед.

Количество информационных материалов, размещенных в телеграм-канале за 2024 год, составило более 100 ед.

Количество упоминаний в СМИ без учета информации официального сайта составило более 140 раз.

Статистика просмотров официального сайта госоргана составляет от 2 500 до 3000 просмотров в месяц.

Деятельность Уполномоченного на постоянной основе освещается в ведущих средствах массовой коммуникации Республики Ингушетия.

Уполномоченный систематически дает интервью в СМИ Республики Ингушетия по наиболее актуальным и острым вопросам и проблемам бизнеса, предпринимаемым Уполномоченным действиям, направленным на защиту прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности.

 

13.           Предложения по совершенствованию правового положения предпринимателей Республики Ингушетия

 

Исходя из вышеизложенного, необходимо принять меры по решению следующих вопросов, касающихся ведения предпринимательской деятельности и совершенствованию правового положения субъектов предпринимательской деятельности, в частности:

-       установить в муниципальных образованиях республики минимальную ставку налога на имущество организаций и физических лиц для имущества, которое фактически не используется, выведено из оборота, а также для сфер, в которых отсутствует сверхприбыль;

-   запустить единый информационный портал для субъектов МСП, на котором будет отражена вся актуальная информация о льготах, субсидиях, мерах поддержки по всем отраслям, информация о контактах и действующих программах министерств, ведомств, организаций, осуществляющих поддержку МСП. Данный ресурс необходим для начинающих, действующих предпринимателей, а также инвесторов, планирующих свою деятельность в регионе;

-     разработать и утвердить программу развития народных художественных промыслов на территории Республики Ингушетия для оказания государственной поддержки субъектам НХП;

-           активизировать работу по поддержке и продвижению брендов производителей Республики Ингушетия;

-     разработать с учётом местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей муниципальные программы развития предпринимательства;

-    актуализировать концепцию развития туризма на территории Республики Ингушетия, с учетом мероприятий по развитию г. Сунжа и Сунженского муниципального района Республики Ингушетия, в частности, с включением Ассиновского ущелья в туристические маршруты;

-   органам государственного контроля Республики Ингушетия, чьи показатели используются при формировании раздела «Административное давление на бизнес» национального рейтинга «Состояние инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации» активизировать работу по улучшению показателей, входящих в показатель Б2;

-    секретарю рабочей группы по реализации положений Федерального закона

«О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» от 31.07.2020 № 248-ФЗ ежеквартально проводить совещания под руководством   Председателя Правительства Республики Ингушетия, Уполномоченного и прокурора Республики Ингушетия с приглашением всех территориальных органов федерального контроля и надзора для рассмотрения проблемных вопросов в сфере КНД субъектов предпринимательства.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итоги доклада, хочу отметить, что институт уполномоченных по защите прав предпринимателей за время своего существования в России зарекомендовал себя как действенный и востребованный механизм защиты законных прав и интересов предпринимательского сообщества.

Вместе с тем, максимальный эффект в данной деятельности возможно достичь только при слаженной работе с органами законодательной, исполнительной, муниципальной власти и предпринимательским сообществом.

Республика Ингушетия на сегодняшний день является динамично развивающимся регионом, в котором существуют все механизмы, необходимые для эффективного решения вопросов, встающих перед предпринимателями региона.

 

И.о. Уполномоченного по защите прав предпринимателей

в Республике Ингушетия                                                                     З.Б. Дзауров

Электронни газета язле

(PDF) кӀира цкъа арадувла къаман юкъара «Сердало» газет, цӀагӀара ара ца воалаш деша таро я

Хьаязде
Вверх