ЕЖЕГОДНЫЙ ДОКЛАД
Об итогах деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Ингушетия в 2024 году

Настоящий ежегодный доклад подготовлен в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.05.2013 № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 07.05.2013 № 78-ФЗ) и Закона Республики Ингушетия «Об уполномоченном по защите прав предпринимателей в Республике Ингушетия» от 03.12.2013 № 46-РЗ.
Доклад подготовлен на основе материалов практической работы Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Ингушетия (далее – Уполномоченный) в 2024 году с учетом результатов взаимодействия с субъектами предпринимательской деятельности региона при рассмотрении их обращений (жалоб, предложений).
Настоящий ежегодный доклад включает сведения о качественных и количе- ственных показателях, характеризующих результаты деятельности Уполномо- ченного и состояние дел в сфере соблюдения и защиты прав и законных интересов предпринимателей на территории Республики Ингушетия в 2024 году, а также предложения органам государственной власти и местного самоуправления в части совершенствования правового регулирования.
Ежегодный доклад направляется Главе Республики Ингушетия, в Народное собрание Республики Ингушетия, Общественную Палату Республики Ингушетия и Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей.
И. о. Уполномоченного
по защите прав предпринимателей
в Республике Ингушетия З.Б. ДЗАУРОВ
ВВЕДЕНИЕ
В условиях современной экономики ключевыми задачами государства являются улучшение предпринимательского климата и обеспечение эффективного диалога бизнеса и государства по вопросам защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности. При этом особую значимость имеет наличие инструментов обеспечения гарантий реализации права на предпринимательскую деятельность – институт уполномоченного по защите прав предпринимателей.
Институт уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Ингушетия является инструментом непосредственной защиты нарушенных прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, основанным на привлечении предпринимательского и экспертного сообществ, государственных и общественных институтов к решению системных проблем, стоящих на пути развития бизнеса.
В соответствии с положениями Закона Республики Ингушетия «Об уполномоченном по защите прав предпринимателей в Республике Ингушетия» от 03.12.2013 № 46-РЗ информирование о деятельности Уполномоченного осуществляется путем подготовки, представления и публикации ежегодного доклада. В рамках этой работы проводятся консультации с экспертным сообществом, выявляются системные проблемы бизнеса, решение которых требует привлечения внимания органов государственной власти.
В этой связи доклад содержит сведения о правовой основе, функциях и задачах Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Ингушетия, об общей ситуации в сфере малого и среднего предпринимательства Республики Ингушетия, о качественных и количественных показателях, характеризующих результаты деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Ингушетия.
Таким образом, основной целью доклада является анализ ситуации в сфере соблюдения прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности региона, выявление наиболее актуальных, системных проблем, а также информирование органов власти всех уровней, конкретных должностных лиц и предпринимателей региона о деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Ингушетия.
1. Правовая основа, функции и задачи Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Ингушетия.
Правовое положение, основные задачи и компетенция уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Ингушетия, порядок его назначения установлены Законом Республики Ингушетия «Об уполномоченном по защите прав предпринимателей в Республике Ингушетия» от 3 декабря 2013 года № 46- РЗ, а также Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации».
Должность Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Ингушетия учреждена в целях обеспечения государственных гарантий защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, зарегистрированных на территории Республики Ингушетия, и субъектов предпринимательской деятельности, права и законные интересы которых были нарушены на территории региона.
К основным задачам Уполномоченного относятся:
- защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности (в том числе членов органов управления коммерческой организации в связи с осуществлением ими полномочий по управлению такой организацией) на территории Республики Ингушетия;
- содействие восстановлению нарушенных прав и охраняемых законом интересов субъектов предпринимательской деятельности;
- правовое просвещение субъектов предпринимательской деятельности в вопросах принадлежащих им прав и способов их защиты;
- содействие улучшению делового и инвестиционного климата в Республике Ингушетия;
- информирование общественности Республики Ингушетия о соблюдении и защите прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности на территории Республики Ингушетия;
- осуществление контроля за соблюдением прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности (в том числе членов органов управления коммерческой организации в связи с осуществлением ими полномочий по управлению такой организацией) органами государственной власти и органами местного самоуправления на территории Республики Ингушетия;
- взаимодействие с предпринимательским сообществом;
- содействие развитию общественных институтов, ориентированных на защиту прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности;
- участие в формировании и реализации государственной политики в области развития предпринимательской деятельности, защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности.
2. Общая ситуация в сфере малого и среднего предпринимательства Республики Ингушетия.
Республика Ингушетия на протяжении последних лет стабильно показывает рост численности субъектов МСП.
Так, по данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ФНС России (далее – реестр) по состоянию на 01.01.2025 на территории Республики Ингушетия зарегистрировано 6963 субъекта МСП, что на 10,1% больше аналогичного периода 2023 года.
Абсолютный темп роста количества предприятий за 2024 год по сравнению с 2021 годом составил 42,5%.
Наибольшая доля входящих в МСП предприятий приходится на долю ИП – 58% или 4036 ед.
На долю юридических лиц приходится 42% зарегистрированных предприятий или 2927 ед.
Наибольший рост количества зарегистрированных предприятий в 2024 году, входящих в МСП, приходится на долю ИП. Их количество по сравнению с 2023 годом увеличилось на 17,74 %.
Рост количества юридических лиц по сравнению с 2023 годом составил 35,5%.
В 2024 году, в отраслевом разрезе, наибольшая доля зарегистрированных в Республике Ингушетия организаций в общем количестве организаций приходилось на отрасль «Строительство» - 26%. На долю отрасли «Оптовая торговля» приходилось 21% зарегистрированных предприятий.
В 2024 году в Республике Ингушетия 36% зарегистрированных индивидуальных предпринимателей приходится на отрасль «Розничная торговля». Количество зарегистрированных индивидуальных предпринимателей в отрасли
«Сельское хозяйство и охота» составило 33%. На долю отраслей «Строительство зданий» и «Транспорт сухопутный и трубопроводный» приходится по 6% предпринимателей.
В разрезе муниципальных образований в 2024 году наибольшая доля зарегистрированных организаций приходилась на следующие муниципальные образования:
- г. Назрань – 38,15%;
- Назрановский район – 18,14%;
- г.Магас – 9,93%.
Доля зарегистрированных в 2024 году компаний по муниципальным образованиям Республики Ингушетия
К наиболее крупным предприятиям сферы МСП по объему выручки, функционирующим на территории Республики Ингушетия, относятся:
- ООО «РСУ»;
- ООО «РИАК»;
- ООО «Скад-М»;
- ООО «Амирад»;
- ООО «ССК»;
- ООО «ЗАС «РИАЛ»;
- ООО «ЕВРОСТРОЙСЕРВИС-2010»;
- ООО «Московские Аптеки»;
- ООО «Русстрой»;
- ООО «Мет-Индустрия»;
- ООО «КММ-МОТОРС».
Абсолютный темп роста численности занятых в сфере МСП в 2024 году по сравнению с 2021 годом составил 21,1%.
За анализируемый период количество самозанятых граждан, зафиксировавших свой статус и применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», составил 20 915 чел., в том числе:
- физические лица – 20 285 чел.;
- ИП – 630 чел.
В 2024 году число самозанятых в регионе увеличилось в 1,3 по сравнению с 2023 годом.
Необходимо отметить, что согласно статистике Минэкономразвития РФ по самозанятым гражданам в России с 2020 по 2023 год Республика Ингушетия возглавила рейтинг по темпу роста самозанятых.
Самозанятые граждане региона ведут деятельность в различных сферах, в том числе в пассажирских и грузовых перевозках, торговле, строительстве, ремонте и техническом обслуживании авто, в предоставлении услуг салонов красоты, ремонте бытовой техники, оказании информационных услуг и пр.
Объем налоговых поступлений субъектов МСП в консолидированный бюджет Республики Ингушетия за 2024 год составил 1 535,18 млн руб., что выше аналогичного периода 2023 года на 22,1%.
Объем налоговых поступлений по уровням бюджетной системы Республики Ингушетия составил:
- в федеральный бюджет – 446,8 млн руб.;
- в республиканский бюджет – 971,4 млн руб., что выше 2023 года на 34,1%;
- в местный бюджет – 117,0 млн руб., что выше 2023 года на 73,6%.
В структуре налоговых поступлений наибольшая доля приходится на следующие виды налогов:
- налог на прибыль организации (НПО) – 28,2%;
- налог на доходы физических лиц (НДФЛ) – 17,5%;
- налог на добавленную стоимость (НДС) – 23,8%;
- специальные налоговые режимы – 24 %.
Наибольшая доля налоговых отчислений от субъектов МСП в общем объеме налоговых поступлений за 2024 год приходилась на 5 отраслей экономики, в том числе:
- строительство – 62,6%;
- торговля оптовая и розничная, ремонт автотранспортных средств и мотоциклов – 27,4%;
- деятельность гостиниц и предприятий общественного питания – 5,2%;
- деятельность по операциям с недвижимым имуществом – 3,9%;
- транспортировка и хранение – 3,6%.
3. Региональная инфраструктура поддержки бизнеса.
Уполномоченный принимает участие в системной работе органов государственной власти Республики Ингушетия по улучшению инвестиционного и предпринимательского климата в регионе.
В целях оказания мер поддержки субъектам предпринимательской деятельности в регионе созданы и действуют региональные институты развития бизнеса, в частности:
- НМК «Фонд поддержки предпринимательства Республики Ингушетия»;
- Торгово-промышленная палата Республики Ингушетия;
- АНО «Центр координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства»;
- АНО «Мой бизнес»;
- Гарантийный фонд;
- «Фонд развития промышленности Республики Ингушетия»;
- ГКУ «Республиканский бизнес-инкубатор»;
- удаленное рабочее место АО «МСП Банк».
Эти организации ориентированы на оказание комплексной консультационной, информационной и финансовой поддержки предпринимателям Республики Ингушетия.
Также на территории Республики Ингушетия функционирует АНО
«Агентство инвестиционного развития Республики Ингушетия», осуществляющая сопровождение инвестиционных проектов по принципу «одного окна».
Уполномоченный в своей работе сотрудничает и осуществляет взаимодействие с указанными организациями.
4. Показатели административного давления в Республике Ингушетия.
В целях сравнения результатов правоприменительной практики в области контрольно-надзорной деятельности и оценки уровня административной нагрузки на бизнес в субъектах Российской Федерации Аппаратом Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей совместно с региональными уполномоченными по защите прав предпринимателей ежегодно рассчитывался индекс административного давления.
Однако с 2024 года Аппаратом Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей данный аналитический инструмент больше не применяется.
В связи с этим состояние административного давления на бизнес оценивается в рамках национального рейтинга «Состояние инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов».
В соответствии с национальным рейтингом АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», опубликованным в 2024 году, Республика Ингушетия располагается на 36 месте.
В 2024 году по итогам анализа показателей рейтинга подготовлены и направлены аналитические справки Главе Республики Ингушетия и в Правительство Республики Ингушетия о показателях административного давления на бизнес в ходе проведения контрольно-надзорной деятельности в регионе.
Следует отметить, что в Республике Ингушетия качественно изменилась практика госконтроля в сторону усиления профилактического вектора. Контрольно-надзорные органы в рамках своей деятельности стали больше использовать предупреждения.
В целом анализ показателей рейтинга Республики Ингушетия свидетельствует о том, что:
- показатель Б2.2 (среднее количество контрольно-надзорных мероприятий в год) в 2023 году сохранился на прежнем уровне и составил 0,02 шт. в год. Данный показатель выше среднероссийского уровня (0,83 шт. в год). По данному показателю Республика Ингушетия относится к группе «А» – региону, являющемуся лидером в сравнении с другими регионами и потенциальными носителями лучших практик;
- показатель Б2.3 (доля компаний, столкнувшихся с давлением со стороны органов власти или естественных монополий) в 2023 году сохранился на уровне 2022 года и составил 0,0%, что ниже среднероссийского уровня на 15,84%.
По данному показателю Республика Ингушетия относится к группе «А» – региону, являющемуся лидером в сравнении с другими регионами и потенциальными носителями лучших практик;
- показатель Б2.4 (удовлетворенность предпринимателей удобством и понятностью прохождения КНМ) по Республике Ингушетия вырос по сравнению с 2022 годом на 0,43 п. и составил 1,93 балла. Данный показатель выше среднероссийского уровня на 0,45 балла. По данному показателю Республика Ингушетия относится к группе «А» – региону, являющемуся лидером в сравнении с другими регионами и потенциальными носителями лучших практик;
- показатель Б2.5 (доля предупреждений от общего числа наказаний) по Республике Ингушетия снизился по отношению к 2022 году на 26,55% и составил 40,45%. Вместе с тем данный показатель ниже, чем средний уровень по Российской Федерации на 15,55%. По данному показателю Республика Ингушетия относится к группе «D» – региону, показывающему результаты ниже среднего в сравнении с другими регионами;
- показатель Б2.6 (доля организаций и ИП, подвергнутых контролю и надзору от общего числа подконтрольных) незначительно вырос по отношению к 2022 году и составил 1,36%. Показатель превышает среднероссийский уровень на 0,24%. По данному показателю Республика Ингушетия относится к группе «С» – региону, показывающему умеренные результаты в сравнении с другими регионами;
- показатель Б2.7 (доля профилактических мероприятий в общем количестве контрольно-надзорных и профилактических мероприятий) вырос по отношению к 2022 году на 15,08%. Данный показатель ниже среднероссийского уровня на 11,27% пункта. По данному показателю Республика Ингушетия относится к группе «Е» – региону, отстающему в сравнении с другими регионами и характеризующемуся потенциалом для улучшения результатов.
Таким образом, Республика Ингушетия является лидером по трем первым показателям, входящим в раздел рейтинга «Административное давление на бизнес». По другим трем показателям раздела необходимы дальнейшие усилия по повышению результативности контрольно-надзорной деятельности со стороны контрольных органов республики.
С руководителями территориальных органов федеральных органов государственной власти проведены рабочие встречи, на которых обсуждались вопросы принятия дополнительных мер для дальнейшего улучшения показателей административного давления в Республике Ингушетия.
В целом следует отметить, что в 2024 году обращений от субъектов предпринимательства по вопросам нарушения прав в рамках контрольно- надзорных мероприятий в адрес Уполномоченного не поступало.
Таким образом, положения постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» органами контрольно-надзорной деятельности на территории Республики Ингушетия соблюдались.
5. Деятельность по работе с обращениями предпринимателей.
Ключевое направление деятельности Уполномоченного – рассмотрение жалоб субъектов предпринимательской деятельности.
В порядке, установленном Законом Республики Ингушетия «Об уполномоченном по защите прав предпринимателей в Республике Ингушетия» от 03.12.2013 № 46-РЗ, в период с 2016 по 2024 год количество поступивших к Уполномоченному обращений составило 3432 ед., в том числе:
- письменны – 248 ед.;
- устных – 2 670 ед.
Количество обращений за 2024 год составило 247 ед., из них:
- письменных – 20 ед.;
- устных – 227 ед.
В 2024 году по отношению к 2023 году произошло снижение общего числа обращений на 56,4%.
Это связано в первую очередь с действием моратория на проведение проверок. Также немаловажную роль сыграла цифровизация услуг для бизнеса, что позволило минимизировать количество споров с контрольно-надзорными органами.
В 2024 году основным каналом получения обращений в ходе личных приемов был непосредственно Аппарат Уполномоченного.
Все 20 поступивших письменных обращений носили административно- правовой характер.
Из 20 обращений в отчетном периоде:
- 5 обращений находятся в работе;
- по 15 обращениям субъектов предпринимательской деятельности оказано содействие в защите или созданы условия для восстановления прав и законных интересов.
Общее количество принятых к рассмотрению письменных обращений в адрес Уполномоченного по защите прав предпринимателей, которые были закрыты в 2024 году, составило 40 ед., из них, по которым достигнут положительный результат – 14 ед.
В ходе рассмотрения обращений в 2024 году подготовлено и направлено:
- 20 уведомлений субъектам предпринимательской деятельности о принятии жалоб к рассмотрению, о результатах реализации мер по восстановлению нарушенных прав и законных интересов, о результатах рассмотрения жалоб;
- 26 запросов органам государственной власти и местного самоуправления Республики Ингушетия о представлении сведений, документов и материалов.
При рассмотрении обращений осуществлялась защита в судах:
- по 2 обращениям подготовлено 2 процессуальных документа (отзывы, возражения, ходатайства и др.) в защиту прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности;
- по 2 обращениям обеспечено участие в судебном заседании в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Общее количество направленных ходатайств о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной и административной ответственности составило 4 ед., из них количество удовлетворенных ходатайств о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной и административной ответственности составило 2 ед. В частности, по обращению в целях защиты прав и законных интересов субъекта МСП республиканской прокуратурой привлечено к административной ответственности по ст. 15.15.10 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 тысяч руб. одно должностное лицо органа исполнительной власти Республики Ингушетия.
В 2024 году также проводились онлайн-консультации субъектов МСП, в ходе которых рассмотрено 227 устных обращений и оказана бесплатная юридическая помощь по вопросам защиты прав и законных интересов заявителей.
В рамках поступивших обращений рассматривались и даны разъяснения по следующим вопросам:
- изъятие земельного участка для нужд Российской Федерации;
- сложности с оформлением земельного участка для КФХ;
- сложности с внедрением системы маркировки «Честный знак»;
- оказание мер государственной поддержки предпринимателям;
- налогообложение субъектов МСП;
- порядок исчисления и уплаты страховых взносов для КФХ;
- организация остановочных пунктов на муниципальных маршрутах регулярных перевозок на территории муниципальных образований Республики Ингушетия;
-правомерность размещения на территории муниципального образования нестационарных торговых объектов;
-установление завышенной кадастровой стоимости на объекты недвижимости.
Непосредственно обращения делятся в основном на два вида:
- на действия (бездействие) органов государственной власти при предоставлении государственных услуг;
- на действия (бездействие) органов муниципальной власти при предоставлении муниципальных услуг.
Вместе с тем в целях защиты законных прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности организована и ведется на постоянной основе работа по мониторингу:
- публикаций в средствах массовой информации на предмет выявления нарушений прав субъектов предпринимательской деятельности;
- исполнения положений действующего законодательства, которые обеспечивают право граждан на свободное осуществление законной предпринимательской деятельности;
- соблюдения прав хозяйствующих субъектов в различных сферах предпринимательской деятельности;
- законности издаваемых органами власти и местного самоуправления Республики Ингушетия нормативных правовых актов, которые регулируют предпринимательскую деятельность и затрагивают права предпринимателей;
- правоприменительной практики в субъектах Российской Федерации.
6. Деятельность по взаимодействию с Аппаратом Уполномоченного при Президенте Российской Федерации.
Реализация целей и поставленных задач осуществляется при постоянном взаимодействии с Аппаратом Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей.
В 2024 году такое взаимодействие осуществлялось по следующим ключевым направлениям работы:
- участие в межрегиональных и общефедеральных мероприятиях, в ходе которых обсуждаются актуальные системные вопросы и проблемы, где происходил обмен опытом, наработанными материалами;
- участие в обучающих семинарах;
- подготовка и направление в адрес федерального аппарата статистической и отчетной информации, отражающей результаты работы, в том числе материалов, необходимых для проведения оценки эффективности деятельности (через систему электронного документооборота Общественной палаты Российской Федерации и справочную систему «Профиль региона»);
- рассмотрение по поручению Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей поступающих в его адрес жалоб и обращений субъектов предпринимательской деятельности;
- направление информационных материалов для размещения их на официальном сайте федерального бизнес-омбудсмена по защите прав предпринимателей;
- участие в опросах предпринимателей, в том числе в опросе «Мониторинг состояния бизнеса в России».
В частности, на протяжении 2024 года было принято участие в свыше 30 семинарах, круглых столах и совещаниях, которые проводились аппаратом федерального омбудсмена в формате ВКС по темам защиты прав субъектов предпринимательской деятельности. В том числе:
- «Выбор оптимальной правовой формы для ведения предпринимательской деятельности»;
- «О ходе реализации отраслевого проекта по усилению кассовой дисциплины на розничных рынках»;
- «Порядок осуществления контроля за использованием муниципального имущества на предмет соблюдения, исполнения условий договора аренды»;
- «Проблема прекращения уголовного преследования в соответствии с положениями части 2.2 статьи 27 УПК РФ»;
- «Актуальные вопросы компетентности судебного эксперта в судопроизводстве по делам о защите предпринимателей»;
- «Актуальные проблемы частного образования. Новые возможности диалога с властью»;
- «Воронка продаж: что это и как помогает повысить эффективность продаж»;
- «Типичные ошибки при открытии бизнеса»;
- «Дайджест законодательства для предпринимателей»;
- «Особенности рекламы, продвижения бизнеса в интернете»;
- «Риски и ответственность при заключении социальных контрактов»;
- «Практика налоговой реформы и амнистии. Какие возникают вопросы»;
- «Сервисы обжалования решений органов власти, получения мер поддержки»;
- «Исламский банкинг: определение, характеристики, перспективы»;
- «Обзор обобщения анализа правоприменительной практики контрольной (надзорной) деятельности в сфере труда и расследования несчастных случаев».
Из прошедших в 2024 году событий можно отметить выездное участие в круглом столе, организованном Аппаратом Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, основной темой которого были актуальные вопросы защиты прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации.
Мероприятие собрало региональных бизнес-омбудсменов со всей страны для обсуждения наиболее острых проблем, с которыми сталкивается предпринимательское сообщество, а также для обмена опытом в сфере защиты прав и законных интересов бизнеса.
Ключевым моментом круглого стола стало обсуждение итогов деятельности за 2024 год и определение приоритетных направлений работы на будущее.
Также необходимо отметить, что по поручению Главы Республики Ингушетия в рамках данного мероприятия было организовано вручение юбилейной медали «100 лет государственности Республики Ингушетия» Борису Титову, специальному представителю Президента Российской Федерации по связям с международными организациями для достижения целей устойчивого развития, который с 2012 по 2022 год являлся уполномоченным при Президенте России по защите прав предпринимателей.
В 2024 году совместно с аппаратом Уполномоченного при Президенте Российской Федерации была организована работа по мониторингу состояния бизнеса в Республике Ингушетия. В рамках этой работы опросили более 60 предпринимателей региона и получили выводы исследования об их мнении о влиянии текущего состояния экономики на бизнес.
За анализируемый период в рамках рабочего взаимодействия в Аппарат Уполномоченного при Президенте Российской Федерации было направлено около
30 информационно-аналитических и справочных материалов, а также предложений по различным отраслям экономики.
7. Деятельность по взаимодействию с уполномоченными по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации.
Деятельность по взаимодействию с уполномоченными в субъектах Российской Федерации осуществляется в виде обмена информацией и лучшими практиками, мониторинга деловой среды, экономического и инвестиционного климата в регионах, подготовки и направления предложений по совершенствованию федерального законодательства, а также совместного участия в различных региональных и федеральных мероприятиях.
В 2024 году продолжалась работа по усилению взаимодействия и укреплению сотрудничества с уполномоченными по защите прав предпринимателей в других субъектах Российской Федерации, активно происходил обмен опытом и практикой в правозащитной деятельности. Так, по итогам года подготовлено и направлено в адрес региональных уполномоченных свыше 30 материалов.
Кроме того, по итогам 2024 года принято участие в 3 региональных мероприятиях:
- в Кавказском инвестиционном форуме «КИФ -2024» (г. Грозный).
В рамках деловой программы «КИФ -2024» обсуждались вопросы развития внутреннего туризма, агропромышленного комплекса, транспортной инфраструктуры, различных направлений промышленности, энергетики, банковского сектора, международного сотрудничества и других сфер;
- в межрегиональной конференции региональных уполномоченных по защите прав предпринимателей в Нижнем Новгороде.
Основная повестка конференции – проблема снижения административного и силового давления на бизнес;
- в V Всероссийском форуме контрольных органов, который прошел с 31 октября по 2 ноября 2024 года в г. Калининграде на площадке Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта.
Форум был посвящен вопросам построения современной системы государственного и муниципального контроля (надзора), возможностям применения цифровых технологий и другим актуальным для бизнеса темам.
8. Деятельность по взаимодействию с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти и местного самоуправления Республики Ингушетия
В целях взаимодействия по вопросам защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности заключено свыше 40 соглашений, в частности с:
- Прокуратурой Республики Ингушетия;
- Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Ингушетия;
- Федеральной антимонопольной службой России по Республике Ингушетия;
- Министерством экономического развития Республики Ингушетия;
- Министерством имущественных и земельных отношений в Республике Ингушетия;
- ГУ МЧС России по Республике Ингушетия;
- Следственным Управлением Следственного комитета по Республике Ингушетия;
- МВД России по Республике Ингушетия;
- Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Ингушетия;
- Министерством здравоохранения Республики Ингушетия;
- Отделением Банка России - Национальным банком по Республике Ингушетия;
- Отделом Федеральной службы исполнения наказания по Республике Ингушетия;
- Государственной инспекцией труда в Республике Ингушетия;
- и пр.
Также соглашения о взаимодействии подписаны с:
-ИРО «Ассоциация юристов России» о безвозмездной экспертной правовой помощи (Pro bono);
-Ассоциацией крестьянских фермерских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов Республики Ингушетия;
-Ассоциацией женщин-предпринимателей;
-Ассоциацией молодых предпринимателей Ингушетии.
В рамках данных соглашений организована работа по защите и восстановлению прав предпринимателей, оптимизации нормативной правовой базы региона, а также правоприменительной практики в целях обеспечения максимально стабильных условий для ведения бизнеса.
Взаимодействие с органами законодательной и исполнительной власти, а также с органами местного самоуправления осуществляется сразу в нескольких формах:
- участие в работе коллегиальных экспертных, совещательных и консультативных органов при органах государственной власти;
- проведение оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, разрабатываемых органами исполнительной власти и органами местного самоуправления Республики Ингушетия, затрагивающих интересы субъектов предпринимательской деятельности;
- систематическое проведение как личных встреч с руководителями соответствующих ведомств, так и телефонных переговоров по отдельным вопросам;
- запрос документов у органов власти и местного самоуправления;
- заключение соглашений о сотрудничестве и взаимодействии с органами государственной власти, силовыми структурами и общественными организациями о взаимодействии в сфере защиты прав и интересов предпринимателей;
- проведение совместных мероприятий, в частности научно-практических мероприятий, конференций, форумов, симпозиумов и др.
В рамках проводимой работы в 2024 году направлено 199 писем, в том числе в территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, органы исполнительной власти республики и органы местного самоуправления.
В отчетный период вошел в состав следующих экспертных, совещательных и консультативных органов при органах государственной власти:
- Инвестиционный совет при Главе Республики Ингушетия;
- Попечительский совет при Региональном фонде поддержки предпринимательства и развития конкуренции;
- Республиканский координационный совет по вопросам среднего профессионального и высшего образования, науки и кадрового обеспечения социально-экономического развития при Главе Республики Ингушетия;
- межведомственная комиссия Республики Ингушетия по работе на цифровой платформе региональных практик устойчивого развития «Смартека»;
- межведомственная рабочая группа по вопросам реализации на территории Республики Ингушетия положений ФЗ «О пробации в Российской Федерации».
Следует отметить, что взаимодействие с органами власти, в том числе и с контрольно-надзорными органами региона, осуществляется на регулярной основе, что повышает качество защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности и является действенным инструментом в решении проблем предпринимательского сообщества.
По итогам 2024 года принято участие в:
- заседаниях инвестиционного совета при Главе Республики Ингушетия;
- совещаниях Главы Республики Ингушетия;
- рабочих совещаниях Правительства Республики Ингушетия;
- заседаниях Народного Собрания Республики Ингушетия;
- рабочих совещаниях органов исполнительной власти Республики Ингушетия;
- рабочих совещаниях органов местного самоуправления.
Кроме того, в 2024 году в рамках обсуждения показателей административного давления на бизнес проведены рабочие встречи с руководителями территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органами исполнительной власти Республики Ингушетия.
В частности, проведены встречи с:
- руководителем УФНС России по Республике Ингушетия Куштовым М.;
- заместителем руководителя Кавказского управления Ростехнадзора Мержоевым А.;
- заместителем начальника управления – начальником территориального отдела государственного автодорожного надзора по Республике Ингушетия Пугоевым Ю.;
- заместителем руководителя Кавказского межрегионального управления Россельхознадзора Баркинхоевым Д.;
- начальником Главного управления МЧС России по Республике Ингушетия Борисовым В.;
- руководством Росприроднадзора по Республике Ингушетия.
Также проведены иные мероприятия с участием органов государственной власти Республики Ингушетия, в том числе:
- с заместителем руководителя УФНС России по Республике Ингушетия Евлоевым Б. подготовлен и записан информационный видеоматериал для предпринимателей региона, рассказывающий о налоговой реформе 2025 года, предусматривающей ряд масштабных изменений отдельных налогов и налоговых режимов, в соответствии с Федеральным законом от 12.07.2024 № 176-ФЗ;
- с председателем Комитета по туризму Республики Ингушетия Цуроевым М. по вопросам поддержки туристического сектора Сунженского района Республики Ингушетия;
- с заместителем министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Ингушетия Цороевым И. подготовлен и записан информационный видео материал о новой грантовой программе Минсельхоза России «Агротуризм» и условиях участия предпринимателей Республики Ингушетия в этой форме государственного субсидирования;
- с руководителем Фонда поддержки предпринимательства Республики Ингушетия Дидиговой Л. подготовлен и записан информационный видеоматериал о деятельности фонда и его программе льготного кредитования субъектов предпринимательской деятельности Республики Ингушетия.
На постоянной основе ведется взаимодействие с органами местного самоуправления Республики Ингушетия, которое осуществляется в формате совместных мероприятий, выездных рабочих встреч, проводимых с участием субъектов предпринимательской деятельности соответствующего муниципального образования.
В ходе данных рабочих встреч обсуждались как проблемы, имеющие системный характер, так и локальные жалобы субъектов предпринимательской деятельности, связанные с нарушением их прав и законных интересов со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления.
В целях обеспечения защиты законных прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности проведены выездные приемы граждан на территории всех муниципальных образований Республики Ингушетия.
Выездные приемы граждан проводятся в рамках изменения формата деятельности по защите прав предпринимателей, в соответствии с которым, помимо еженедельного личного приема граждан, проводятся выездные приемы граждан непосредственно в муниципальных образованиях.
Также следует отметить прием граждан, который состоялся на площадке региональной общественной приемной Председателя партии «Единая Россия» Медведева Д. А. в Республике Ингушетия под руководством Председателя Народного Собрания Республики Ингушетия, секретаря Ингушского регионального отделения партии «Единая Россия» Тумгоева М.
На приеме присутствовали представители государственных органов власти и организаций. Основное внимание на встрече было уделено вопросам правовой поддержки гражданам, что позволило жителям региона обсудить актуальные проблемы и получить квалифицированную помощь. По итогам приема решено организовать дополнительные консультации для граждан, чтобы обеспечить максимальную поддержку в решении их проблем. Работа в этом направлении будет вестись на постоянной основе.
Кроме того, совместно с Уполномоченным по правам человека в Республике Ингушетия был проведен совместный прием граждан.
Прием прошел в целях обеспечения дополнительных гарантий государственной защиты прав граждан и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности на территории Республики Ингушетия.
9. Нормотворческая деятельность
Нормотворческая деятельность заключается в направлении в органы государственной власти и органы местного самоуправления Республики Ингушетия мотивированных предложений о принятии, внесении изменений или отмене нормативных правовых актов, относящихся к сфере предпринимательской деятельности. В 2024 году в рамках законотворческой деятельности инициировано принятие на территории Республики Ингушетия 3 нормативных правовых актов, в частности: -Закона Республики Ингушетия «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения», предусматривающего с 1 января 2025 года введение эксперимента по установлению специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения» на территории Республики Ингушетия (утвержден от 29.11.2024 № 44-РЗ);
-Закона Республики Ингушетия «О внесении изменений в Закон Республики Ингушетия «Об уполномоченном по защите прав предпринимателей в Республике Ингушетия (утвержден 24.12.2024г. № 53-РЗ);
-Закона Республики Ингушетия «О внесении изменений в статью 20.1 Закона Республики Ингушетия «О регулировании земельных отношений», предусматривающего введение критериев отнесения инвестиционных проектов в сфере жилищного строительства (многоквартирный жилищный комплекс, многоквартирный дом) к масштабным инвестиционным проектам Республики Ингушетия (находится на рассмотрении в Народном Собрании Республики Ингушетия).
Кроме того, в рамках межведомственного взаимодействия рассмотрено и согласовано с учетом замечаний 3 нормативных правовых акта органов исполнительной власти Республики Ингушетия, в частности:
-проект Постановления Правительства Республики Ингушетия «Об утверждении порядка проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Республики Ингушетия, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности»;
-проект Постановления Правительства Республики Ингушетия «Об утверждении Порядка предоставления грантов в форме субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным в реестр социальных предпринимателей, и (или) субъектам малого и среднего предпринимательства, созданным физическими лицами в возрасте до 25 лет включительно»;
- проект постановления Правительства Республики Ингушетия «О внесении изменений в Постановление Правительства Республики Ингушетия от 14 июля 2021 года № 99 «О межведомственной комиссии Республики Ингушетия по работе на Цифровой платформе региональных практик устойчивого развития
«Смартека».
Следует отметить, что работа по мониторингу изменений законодательства ведется на постоянной основе.
10. Деятельность по взаимодействию с предпринимателями и общественными объединениями предпринимателей Республики Ингушетия
Взаимодействие с общественными объединениями предпринимателей Республики Ингушетия является важным направлением работы.
Предприниматели, руководители и члены ведущих общественных объединений предпринимателей активно привлекались к работе в отчетном периоде.
В целях улучшения предпринимательского климата, выявления системных проблем в регионе, организованы и проведены встречи со следующими региональными ассоциациями:
- крестьянских фермерских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов;
- предпринимателей;
- молодых предпринимателей;
- маршрутных перевозчиков;
- туризма;
- ремесленников;
- мастеров войлочного ковроделия «Истинг»;
- СРО «Межрегиональный Союз строителей Ингушетии»;
- маршрутных перевозчиков.
Данные встречи не носили формальный характер, вопросы, озвученные на них, переложены в практическую плоскость.
Так, по итогам:
- встречи с ассоциацией маршрутных перевозчиков организована работа с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления по определению начальных и конечных остановочных пунктов по муниципальным и межмуниципальным маршрутам. Частично данный вопрос решен - рядом муниципальных образований такие пункты определены;
- встречи с предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере народно-художественных промыслов, была обозначена проблема отсутствия региональных нормативных правовых актов, регулирующих данную деятельность и, как следствие, отсутствие возможности у ремесленников официально находится в региональных и федеральных реестрах, а также иметь возможность получать льготы и субсидии. В настоящее время госорганом разработан соответствующий проект Постановления Правительства Республики Ингушетия и направлен в региональное Правительство;
- обращения предпринимателей об изыскании возможности организовать повышение финансовой грамотности предпринимателей региона проведена работа с профильными органами исполнительной власти. Предприниматели Ингушетии в 2025 году получат возможность повысить финансовую грамотность на бесплатной и безвозмездной основе.
Также для предпринимателей республики организованы и проведены следующие мероприятия:
- встреча на базе ресурсного центра добровольчества Республики Ингушетия в г. Магасе представителей предпринимательского сообщества и институтов власти.
В мероприятии приняли участие руководитель комитета Народного Собрания Республики Ингушетия по экономической политике Боков И., руководитель Регионального исполнительного комитета Ингушского регионального отделения Всероссийской политической Партии «Единая Россия» Картоев И. и другие;
- совместно с Ресурсным центром добровольчества Республики Ингушетия в г. Назрани акция под названием «Честный бизнес под защитой государства». Целью данного мероприятия стало повышение информированности предпринимателей региона о механизмах защиты их законных прав и деятельности бизнес-омбудсмена.
В рамках акции, в которой приняли участие сотрудники аппарата уполномоченного и волонтеры, были посещены различные организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, предпринимателям розданы информационные листовки, а также даны разъяснения касательно того, как государство охраняет их деятельность;
- на базе Научной библиотеки ИнГУ в г. Магас проведен круглый стол на тему «Защита и развитие бизнеса в Ингушетии».
Для участия в мероприятии были приглашены главный федеральный инспектор РИ, представители органов власти, представители бизнес-сообществ и др.
В рамках мероприятия обсудили актуальные проблемы и вызовы, стоящие перед предпринимателями в регионе.
В частности, проанализировали существующие меры поддержки, в том числе налоговые льготы и субсидии, а также проблемы, связанные с проверками и администрированием налогов.
11. Деятельность экспертного совета
Экспертный совет при Уполномоченном является коллегиальным совещательным органом, созданным в целях оказания информационно- аналитической, консультационной, организационной, научно-методической помощи и иного содействия Уполномоченному при реализации его полномочий.
В компетенцию Экспертного совета входит:
- системный анализ материалов правоприменительной практики о соблюдении прав и законных интересов предпринимателей;
- подготовка заключений по отдельным нормативным правовым актам, регулирующим вопросы предпринимательской деятельности;
- внесение предложений по совершенствованию федерального и регионального законодательства в сфере предпринимательской деятельности;
- участие в подготовке обращений Уполномоченного к органам государственной власти и местного самоуправления;
- внесение предложений по подготовке рекомендаций органам государственной власти, органам местного самоуправления, иным организациям по вопросам, касающимся обеспечения прав и законных интересов предпринимателей;
- подготовка и экспертная оценка материалов и документов, используемых при составлении специальных и ежегодных докладов Уполномоченного о соблюдении прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства;
- подготовка по запросу Уполномоченного заключений по жалобам граждан на действия (бездействие) органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц;
- участие в проведении проверок сообщений о фактах нарушений прав и законных интересов предпринимателей.
Экспертный совет сформирован в составе из 12 человек из числа лиц, имеющих знания и опыт работы в области прав и законных интересов субъектов предпринимательства (представители предпринимательского сообщества, органов государственной власти и местного самоуправления, объединений предпринимателей, общественных правозащитных организаций, высших учебных заведений, средств массовой информации).
Председателем Экспертного совета является Уполномоченный. Он осуществляет руководство деятельностью Экспертного совета, в том числе решает вопрос о созыве заседания, определяет повестку дня, ведёт заседание Экспертного совета, обладает правом решающего голоса, руководит деятельностью рабочих групп Экспертного совета, временных комиссий и комитетов, образуемых при Экспертном совете.
В 2024 году на площадке Экспертного совета проведено 1 заседание.
Порядок деятельности, структура и задачи Экспертного совета установлены Положением об Экспертном совете при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Республике Ингушетия.
12. ИНФОРМАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО
Основными информационными ресурсами Уполномоченного являются официальный сайт и телеграм-канал, отвечающие всем необходимым требованиям.
Ресурсы расположены по адресам:
Сайт позволяет любому предпринимателю направить обращение к Уполномоченному, заполнив форму онлайн либо скачать форму обращения и отправить жалобу по электронной почте. Эти функции значительно упрощают процесс взаимодействия Уполномоченного и предпринимателей, а также экономят время обратившихся лиц.
Создан раздел «Меры поддержки», где собрана информация о федеральных и региональных мерах поддержки субъектов предпринимательской деятельности.
Кроме того, в разделе «Предприниматели» размещена информация для предпринимателей Республики Ингушетия.
Посредством сайта происходит информирование субъектов предпринимательства о планируемых мероприятиях, проводимых бизнес- омбудсменом, а также о встречах с ним и властью.
Количество информационных материалов, размещенных на официальном сайте, составило 130 ед.
Количество информационных материалов, размещенных в телеграм-канале за 2024 год, составило более 100 ед.
Количество упоминаний в СМИ без учета информации официального сайта составило более 140 раз.
Статистика просмотров официального сайта госоргана составляет от 2 500 до 3000 просмотров в месяц.
Деятельность Уполномоченного на постоянной основе освещается в ведущих средствах массовой коммуникации Республики Ингушетия.
Уполномоченный систематически дает интервью в СМИ Республики Ингушетия по наиболее актуальным и острым вопросам и проблемам бизнеса, предпринимаемым Уполномоченным действиям, направленным на защиту прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности.
13. Предложения по совершенствованию правового положения предпринимателей Республики Ингушетия
Исходя из вышеизложенного, необходимо принять меры по решению следующих вопросов, касающихся ведения предпринимательской деятельности и совершенствованию правового положения субъектов предпринимательской деятельности, в частности:
- установить в муниципальных образованиях республики минимальную ставку налога на имущество организаций и физических лиц для имущества, которое фактически не используется, выведено из оборота, а также для сфер, в которых отсутствует сверхприбыль;
- запустить единый информационный портал для субъектов МСП, на котором будет отражена вся актуальная информация о льготах, субсидиях, мерах поддержки по всем отраслям, информация о контактах и действующих программах министерств, ведомств, организаций, осуществляющих поддержку МСП. Данный ресурс необходим для начинающих, действующих предпринимателей, а также инвесторов, планирующих свою деятельность в регионе;
- разработать и утвердить программу развития народных художественных промыслов на территории Республики Ингушетия для оказания государственной поддержки субъектам НХП;
- активизировать работу по поддержке и продвижению брендов производителей Республики Ингушетия;
- разработать с учётом местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей муниципальные программы развития предпринимательства;
- актуализировать концепцию развития туризма на территории Республики Ингушетия, с учетом мероприятий по развитию г. Сунжа и Сунженского муниципального района Республики Ингушетия, в частности, с включением Ассиновского ущелья в туристические маршруты;
- органам государственного контроля Республики Ингушетия, чьи показатели используются при формировании раздела «Административное давление на бизнес» национального рейтинга «Состояние инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации» активизировать работу по улучшению показателей, входящих в показатель Б2;
- секретарю рабочей группы по реализации положений Федерального закона
«О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» от 31.07.2020 № 248-ФЗ ежеквартально проводить совещания под руководством Председателя Правительства Республики Ингушетия, Уполномоченного и прокурора Республики Ингушетия с приглашением всех территориальных органов федерального контроля и надзора для рассмотрения проблемных вопросов в сфере КНД субъектов предпринимательства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги доклада, хочу отметить, что институт уполномоченных по защите прав предпринимателей за время своего существования в России зарекомендовал себя как действенный и востребованный механизм защиты законных прав и интересов предпринимательского сообщества.
Вместе с тем, максимальный эффект в данной деятельности возможно достичь только при слаженной работе с органами законодательной, исполнительной, муниципальной власти и предпринимательским сообществом.
Республика Ингушетия на сегодняшний день является динамично развивающимся регионом, в котором существуют все механизмы, необходимые для эффективного решения вопросов, встающих перед предпринимателями региона.
И.о. Уполномоченного по защите прав предпринимателей
в Республике Ингушетия З.Б. Дзауров