Заурбек Куразович Мальсагов — создатель и первый редактор ингушской газеты «Сердало»
Есть имена, которые, засияв однажды, навсегда остаются в памяти людей эталоном человечности, мерилом высочайшей духовности, примером удивительной самоотдачи в служении своему народу и источником вдохновения для последующих поколений. В золотой россыпи таких имен, которые явил миру ингушский народ, особое место занимает имя выдающегося просветителя Заурбека Куразовича Мальсагова. Рожденное им 100 лет назад ингушское печатное слово, бережно передаваемое от поколения к поколению, не удалось стереть немилосердному времени. Созданная Заурбеком Мальсаговым газета «Сердало» пережила вместе с ингушским народом страшные потрясения, но свет, зажженный 1 мая 1923 года горячим и чистым сердцем одного из лучших сыновей Ингушского Отечества, вопреки всем испытаниям не погас и поныне.
Заурбек Куразович Мальсагов родился 3 июня 1894 года в семье военного, которому по долгу службы пришлось изрядно поколесить по стране. Местом рождения будущего блистательного ингушского ученого стала столица Дагестанской области Темир-Хан-Шура — тогда так назывался город Буйнакск, утративший свой столичный статус только в 1921 году. Путешествуя вместе с отцом по городам и весям огромной страны, маленький Заурбек добрался из древнего горного края до самой границы с Китаем — школьную учебу ему довелось заканчивать уже в Благовещенске.
Необычайно яркая судьба была уготована Заурбеку Мальсагову. Он прожил короткую жизнь, но успел сделать так много, что этого с лихвой хватило бы на несколько человеческих жизней. Отважный воин, бесстрашно смотревший смерти в лицо, революционер, одухотворенный высокими идеалами, ученый, раздвигающий своим гением горизонты бытия, писатель, меняющий мир искренним и незамутненным художественным словом, этнограф, пытливо обращенный к глубоким истокам народной культуры — всё этот он, Заурбек Мальсагов, человек, рожденный для великих свершений.
Какого бы этапа его биографии мы ни касались, он непременно предстает перед нашими взорами всеми гранями своего цельного характера. Мы видим в Заурбеке Мальсагове личность, устремленную к высокому полету, бесконечно преданную родной земле и положившую собственную жизнь на алтарь служения своему народу.
В 24-летнем возрасте Заурбек, с детства знакомый, благодаря отцу, с военным бытом, испытал себя и на поле боя. Главное боевое крещение он принял в самый драматический для нашего края период Гражданской войны, когда во Владикавказе под натиском контрреволюции пала Советская власть и на Ингушетию грозно надвигалась регулярная Деникинская армия.
11 августа 1918 года ингуши собрались на общенародный съезд в селении Базоркино, чтобы сообща решить дальнейшую судьбу своего Отечества, над которым нависла смертельная опасность. Среди делегатов съезда, съехавшихся со всех концов Ингушетии, были почтенные старейшины и молодежь, духовные лидеры и командиры красных отрядов, представители различных движений и фронтовые офицеры. На съезд ингушского народа прибыл и Чрезвычайный комиссар Юга России Серго Орджоникидзе, обратившийся к ингушам с призывом о помощи.
Ингушский съезд откликнулся на этот призыв, единогласно приняв решение объявить в крае всеобщую мобилизацию. И вскоре все мужчины взялись за оружие. Во Владикавказе, захваченном бичераховцами 10 августа 1918 года, ингуши уже 18 августа вновь установили Советскую власть.
Позже Серго напишет: «Ингушский народ, ни на минуту не колеблясь, изъявил свою готовность к борьбе и громадными массами направился в город (Владикавказ — А. Г.). Одно выступление ингушей уже обеспечило нам победу. Мы были уже не одни. Выступили ингуши, этот авангард горских народов, за которым потянулись, если не активно, то, во всяком случае, своей симпатией, все остальные горцы».
Маленький, но мужественный ингушский народ был готов самоотверженно защищать свою землю. В сражениях за отчий край не щадил себя и Заурбек Мальсагов. Будучи дважды раненным, он оставался в боевом строю, видя свой долг в том, чтобы скорее приблизить рассвет над своей исстрадавшейся Родиной.
О подвиге ингушского народа Серго Орджоникидзе вспоминал и обращаясь к делегатам V съезда народов Терека, который проходил во Владикавказе в ноябре 1918 года: «Я помню момент перед концом IV съезда, когда мы висели на волоске: это был момент неуверенности, когда за нами не шли, а на нас робко оглядывались. И в этот момент одиночества Советской власти маленький ингушский народ весь встал на защиту Советской власти».
Генерал-лейтенант Антон Деникин, чью армию в начале февраля 1919 года наотрез отказались пропустить к Владикавказу ингуши, оказавшие самое ожесточенное сопротивление белогвардейцам, в своих «Очерках русской смуты», изданных в 1925 году, писал: «В августе 1918 года, когда казаки и осетины овладели Владикавказом, ингуши своим вмешательством спасли Терский Совет комиссаров... Ингуши — наименее численный и наиболее спаянный военной организацией народ — оказался по существу вершителем судеб Северного Кавказа».
Верша судьбу Юга России, ингушский народ мечтал о лучшей доле для всех горцев. Убеждения Заурбека Мальсагова, всецело поддержавшего революцию, привели его в ряды большевистской партии. После установления в регионе Советской власти, в 1920 году он нашел применение своим знаниям в сфере образования, прекрасно осознавая, что удручающая безграмотность населения служит серьезным препятствием к построению новой достойной жизни.
Большим прорывом вперед стало появление в 1921 году ингушского алфавита, который Заурбек Мальсагов создал на основе латинской графики. Этот алфавит, родившийся на свет в тот период, когда он плодотворно трудился в отделе образования Ингушского окружного ревкома, позже послужил основой и для создания первой чеченской азбуки.
Хорошо образованный и закаленный в боях ингуш в 1923 году возглавил народный комиссариат просвещения в правительстве созданной большевиками Горской АССР, которая объединила вместе ингушей, чеченцев, балкарцев, карачаевцев, кабардинцев, осетин и сунженских казаков. Настоящий человеческий талант, вера в собственные силы, целеустремленность, настойчивость и удивительная работоспособность сделали Заурбека Куразовича одним из ярких руководителей недолго просуществовавшей Горской Автономной Советской Социалистической республики.
После упразднения ГАССР Мальсагов продолжил трудиться на ниве просвещения, возглавив в 1924 году Ингушский областной отдел народного образования. Его детище — газета «Сердало» — стала к тому времени одним из оплотов борьбы с неграмотностью. С трибуны конференции, проходившей во Владикавказе в конце 1923 года, где как раз обсуждался этот важный вопрос, Заурбек Куразович с удовлетворением от проделанной масштабной работы говорил: «Первые шаги по ликвидации неграмотности среди ингушского населения уже сделаны. В частности, принят алфавит на латинской основе и выпущена ингушская газета «Сердало».
Выпуск периодического печатного издания, выходившего на ингушском и русском языках, предполагал создание надежной издательской базы. Заурбек Мальсагов приложил немало усилий для создания издательства «Сердало», на базе которого стала издаваться также политическая, учебная и художественная литература. Что касается самой газеты, то она стремительно обретала популярность в народных массах, прирастая корреспондентским активом на местах.
Заурбек Куразович привел в движение силу, утверждающую дух просвещения. При его активном участии открывались новые школы и работали курсы по ускоренной подготовке учителей. Он как легендарный Данко огнем своего пылающего сердца осветил людям дорогу вперед. «Народ был ему искренне благодарен. Так, жители селения Барсуки писали в газету «Сердало»: «Мы посылаем привет благодарности Заурбеку Мальсагову, ум которого сумел создать нашу ингушскую письменность», — отмечал авторитетный фольклорист и ингушевед, профессор Ибрагим Абдурахманович Дахкильгов, занимавшийся в свое время переизданием трудов Заурбека Куразовича.
Газета «Сердало» отражала в те годы, наполненные созиданием, пульс происходящих вокруг преобразований. Она писала о том, как проходит свое становление школьное образование в крае, как жадно тянутся к знаниям ингуши, почувствовавшие, что их жизнь начинает меняться к лучшему. На страницах ингушской газеты с читателями стали делиться своими первыми литературными опытами будущие прославленные ингушские поэты и писатели. Ингушская письменность, появившаяся благодаря Заурбеку Мальсагову, открыла перед народом широкую дорогу к свету. И газета «Сердало» неизменно задавала в этом тон.
В Литературной энциклопедии, издававшейся в Советском Союзе в 1929-1939 годах, деятельности Заурбека Мальсагова посвящена статья, написанная его современником, выдающимся советским кавказоведом, литературоведом и археологом Леонидом Петровичем Семёновым. Ученый, родившийся в Ингушетии — в станице Слепцовской, так писал о главных вехах биографии своего коллеги, который был младше него на восемь лет: «Окончил Ленинградский университет (1930) по факультету языковедения и материальной культуры, специализируясь по циклу кавказских языков и арабскому языку. Принимал активное участие в съездах и конференциях, посвященных вопросам горской культуры. В настоящее время Мальсагов состоит директором Ингушского научно-исследовательского института краеведения и Ингушского научного музея, председателем Ингушского литературного общества, заведующим Чечено-ингушским отделением Горского педагогического института (во Владикавказе).
В литературной и научной деятельности Мальсагова следует отметить: 1) создание ингушского алфавита, его практическое применение и популяризацию, 2) поэтическое творчество, 3) работу по изучению ингушского языка.
Мальсагов был также организатором первой ингушской газеты «Serdalo» (Свет), начавшей выходить с 1 мая 1923 и издающейся по настоящее время. Алфавит, выработанный Мальсаговым на латинской основе, послужил в дальнейшем в основных чертах схемой для конструирования алфавитов ряда других горских языков. Мальсагову же принадлежат различные школьные пособия на ингушском языке (букварь, книги для чтения, арифметический задачник), сыгравшие большую роль в национализации школы. В 1924 году при ближайшем участии Мальсагова возникло Ингушское литературное общество, явившееся первой организацией краеведческого характера в Ингушской области.
Из художественных произведений Мальсагова необходимо отметить пьесы бытового содержания «Joh jodajar» (Похищение девицы) и «Pxœ» (Месть. 1927) — первые драматические произведения на ингушском языке, положившие начало ингушскому сценическому искусству. Пьеса «Рхœ», написанная в сотрудничестве с Ибрагимом Мальсаговым (1927), ставилась местными силами во Владикавказе.
В области научной работы Мальсагову принадлежит заслуга составления первой ингушской грамматики, вышедшей в двух изданиях: на русском (1925) и ингушском (1926) языках. Весьма ценен приложенный к грамматике ингушско-русский словарь, явившийся первым опытом в этой области и содержащий около 3 500 слов. Ряд статей посвящен проблеме нахского языка («Общечеченская письменность», «Культурная работа в Чечне и Ингушетии», «К вопросу о классных элементах в нахском языке»).
В настоящее время Мальсагов продолжает работу по собиранию словарного материала, по разработке теоретических вопросов, касающихся чеченского и ингушского языков, по изучению ингушского фольклора».
Заурбек Мальсагов и Леонид Семенов в двадцатых годах прошлого столетия не раз вместе отправлялись в научные экспедиции в горную Ингушетию. Их путь лежал в Джейрахский и Мецхальский районы, таившие в себе секреты седой старины. Невольно подумаешь, что богатства этих мест неисчерпаемы, ведь ингушские горы и по сей день дарят пытливым исследователям новые открытия.
Возглавив после возвращения из Ленинграда Ингушский научно-исследовательский институт, Заурбек Мальсагов с присущими ему энергией и энтузиазмом взялся за дело. Под его началом было организовано немало языковых, фольклорных, археологических и этнографических экспедиций. Эта масштабная работа была продолжена Заурбеком Куразовичем и после объединения Ингушетии с Чечней, когда он стал руководить Чечено-Ингушским научно-исследовательским институтом истории, языка и литературы.
Современный ингушский историк, профессор кафедры истории Ингушского госуниверситета Марем Долгиева пишет: «С целью изучения и научного осмысления истории, языка и культуры бацбийцев (потомки ингушских переселенцев из горного общества Вабуа) Заурбек Куразович в 1932 году в составе экспедиции посетил Горную Тушетию. В ходе этой экспедиции он записал песни, загадки, материалы о происхождении бацбийцев, хронологические термины и термины скотоводства, спряжение пяти наиболее употребительных глаголов с примерами».
Ранний уход из жизни не позволил Заурбеку Мальсагову закончить многое из начатого им. Так не успел он завершить и свои работы по глубокому изучению бацбийского и ауховского диалектов «Записки по бацбийскому языку» и «Ауховский (аккинский) диалект». Тем не менее, богатейшее интеллектуальное наследие, оставленное Заурбеком Куразовичем, не потеряло своей актуальности и востребованности до сегодняшнего дня. Будучи первопроходцем, он определил главные векторы развития национальной культуры и науки, которые продолжились последующими поколениями ученых и исследователей.
Никогда не ослабевал интерес ученых и к неординарной личности самого Заурбека Мальсагова, к его гуманистическим идеалам, определившим культурный код неспокойной и противоречивой эпохи. «Прежде чем говорить о Мальсагове-драматурге и авторе оригинальных пьес на ингушском языке, необходимо отметить его заслуги в создании той культурной почвы, на которой пышным цветом расцвел в самом начале 20-х годов сначала самодеятельный, а потом и профессиональный ингушский театр, — пишет Марьям Яндиева. — Достаточно сказать, что в 1921 году во Владикавказе выдающийся русский писатель Михаил Булгаков специально для ингушской самодеятельной труппы написал в соавторстве с А. Г. Гойговым пьесу «Сыновья муллы»... Пропагандистская, по сути, не ставшая событием в творчестве русского писателя, пьеса эта заметно оживила тяжелые будни города, находящегося, как и вся Россия, в огне Гражданской войны. (Пьеса прошла трижды при полном аншлаге). Ингушская интеллигенция во главе с З. К. Мальсаговым, А. Г. Гойговым и другими сумела создать в это время в г. Владикавказе своеобразную культурную ауру, облегчившую жизнь многим (и Булгакову в том числе), перенести невыносимые тяготы тогдашнего бытия. Сочиняя пьесы, ставя их, общаясь на заседаниях ингушского литературного общества, духовно страждущие люди имели возможность набрать в легкие свежего воздуха культуры, духовности. Именно в это время в городе Владикавказе Булгаков диктовал на машинку своих бессмертных «Турбиных...» (печатала «Дни Турбиных» жена Заурбека Куразовича Мальсагова — Тамара Тонтовна, сыгравшая в пьесе Булгакова «Сыновья муллы» одну из главных женских ролей).
З. К. Мальсагов написал две пьесы на ингушском языке — «Похищение девушки» (1923 г.) и «Месть» (1927 г.)... Эти пьесы по существу стоят у истоков профессионального ингушского театра. «Горская театральная самодеятельность опиралась на устойчивые национальные традиции и имела глубокие демократические истоки. Их можно проследить в массовых танцах и всякого рода соревнованиях. Элементами театрализации были сильно насыщены свадебные, похоронные и другие обряды, народные соревнования спортивного характера: скачки, разного рода состязания...» Игровую энергию народа первый ингушский драматург подключил к цивилизованным формам театрального лицедейства. Пьесы 3. Мальсагова, затем 0. Мальсагова, А. Дахкильгова, Х.-Б. Муталиева и других ингушский самодеятельный театр играл бессчетное количество раз в 20-е годы во Владикавказе, Грозном, Гамурзиево, Назрани, Кантышево...»
На первой Северо-Кавказской олимпиаде искусств горских народов, которую принимал с 11 по 20 декабря 1931 года город Ростов-на-Дону, ингушская театральная студия заняла первое место, представив на суд зрителей свою постановку пьесы Орцхо Мальсагова и Дошлуко Мальсагова «Перелом».
Заурбеку Куразовичу Мальсагову посчастливилось пережить радость отцовства. В счастливом браке с Тамарой Тонтовной, дочерью царского генерала Тонта Наурузовича Укурова, в 1923 году у него родился сын Адиль-Гирей. Но недолгой была эта радость — 14 мая 1935 года 12-летний мальчишка остался без отца, стремительно угасшего от болезни.
Адиль-Гирей с детства отличался любознательностью, изучал немецкий и французский языки, а немного повзрослев, задумал поступить в институт международных отношений и стать дипломатом. Но юношеским планам не было суждено сбыться — началась Великая Отечественная война. 27 августа 1943 года на Курско-Орловской дуге командир танкового экипажа старший сержант Адиль-Гирей Мальсагов вступил в свой последний бой с немецко-фашистскими захватчиками и пал смертью храбрых.
До самого последнего своего часа ученый-историк, доцент исторического факультета Чечено-Ингушского государственного педагогического института и Чечено-Ингушского госуниверситета Тамара Тонтовна Мальсагова, пережившая ужасы сталинской депортации ингушского народа, хранила память о двух дорогих ей людях. Она ушла из жизни в 1986 году, воспитав несколько поколений учеников, для которых всегда оставалась примером для подражания.
Время дает верную оценку каждой заметной личности. Заурбек Куразович Мальсагов всегда будет оставаться ярчайшим явлением в непростой ингушской истории, образцом подлинного гуманизма прогрессивной мысли, преображающей действительность. Через столетие дошел до нас и свет «Сердало» — ингушской газеты, обязанной ему своим появлением.