Антикоррупционная экспертиза в ст. 6 Федерального закона «О противодействии коррупции»
Независимая антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов
Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов как антикоррупционное средство первоначально было законодательно закреплено на федеральном уровне в ст. 6 Федерального закона «О противодействии коррупции». Несколько позже правовому регулированию антикоррупционной экспертизы был посвящен специальный федеральный законодательный правовой акт - Федеральный закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» и ряд других нормативных правовых актов, подготовленных для его реализации и эффективного применения.
Независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов проводят независимые эксперты - институты гражданского общества и граждане. При этом для проведения независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов Правительством Российской Федерации предъявлено требование аккредитация независимых экспертов Министерством юстиции Российской Федерации.
Основными регуляторами отношений в сфере независимой антикоррупционной экспертизы являются Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» и постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», которым утверждены Правила проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов и Методика проведения данной экспертизы.
По результатам независимой антикоррупционной экспертизы составляется заключение с указанием выявленных в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) коррупциогенных факторов и способов их устранения, которое направляется разработчикам соответствующего документа.
Хотя данное заключение носит рекомендательный характер, оно подлежит обязательному рассмотрению органом, организацией или должностным лицом, которым оно направлено, в тридцатидневный срок со дня его получения.
Рассмотрев поступившие от граждан и организаций заключения, ответственные разработчики направляют им в установленном порядке мотивированный ответ, за исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов.
Требования к претендентам, желающим аккредитоваться в качестве независимых экспертов, установлены Административным регламентом Министерства юстиции Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению аккредитации юридических и физических лиц, изъявивших желание получить аккредитацию на проведение в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, утвержденным приказом Минюста России от 29.03.2019 № 57 (далее - Административный регламент).
Так, при предоставлении Минюстом России указанной государственной услуги заявителями могут быть как физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации с высшим профессиональным образованием и стажем работы по специальности не менее 5 лет, так и юридические лица с наличием в штате не менее 3 работников, отвечающих условиям аккредитации в качестве независимого эксперта - физического лица.
Документы, необходимые для получения государственной услуги и представления непосредственно в Минюст России через ящик для корреспонденции Минюста России либо через Единый портал физическим и юридическим лицами указаны в п. 31 и п. 32 Административного регламента.
Государственный реестр независимых экспертов, получивших аккредитацию на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, находится на официальном сайте Минюста России в разделе антикоррупционная экспертиза.
На сегодняшний день действующую лицензию на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в качестве независимых экспертов в Республике Ингушетия имеет 1 физическое и 1 юридическое лица.
Управление Минюста России по РИ