Ежегодный доклад
О результатах деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Ингушетия по итогам 2023 года
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Институт Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Ингушетия 3-6
1.1. Формирование института уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Ингушетия 3
1.2. Структура регионального института уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Ингушетия 4
1.3. Взаимодействие регионального уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Ингушетия с уполномоченным при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей 4 - 5
1.3.1. Взаимодействие с законодательными и исполнительными органами власти, прокуратурой, органами местного самоуправления, общественными объединениями предпринимателей 5-6
1.4. Информационное обеспечение деятельности регионального уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Ингушетия 6
Раздел 2. Основная деятельность 6-10
2.1. Работа уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Ингушетия, связанная с проведением мероприятий по предотвращению нарушений прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности и восстановлением, в пределах компетенции, их нарушенных прав 6-7
2.2. Работа с обращениями. Индекс «Административное давление» 8-9
2.3. Реализация специальных полномочий уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Ингушетия, в том числе судебных 9
2.4. Проблемы предпринимателей, связанные с нарушениями
законодательства или ошибками правоприменительной практики 9
2.5. Предложения по повышению эффективности деятельности института по защите прав предпринимателей в Республике Ингушетия 9 -10
Раздел 3. Предложения 10
Проблемы и решения по направлениям для региональных властей 10
Раздел 1. Институт Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Ингушетия
1.1. Формирование института уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Ингушетия
Институт уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Ингушетия (далее - Институт, Уполномоченный) учрежден относительно недавно - в 2013 году на основании закона Республики Ингушетия «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Республике Ингушетия» - и начал свою деятельность, выступая правозащитником и связующим звеном между предпринимателями, бизнес-сообществами и органами государственной, муниципальной власти, другими организациями и учреждениями.
Правозащитная деятельность Уполномоченного осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации», Законом Республики Ингушетия от 3 декабря 2013 г. №46-РЗ «Об уполномоченном по защите прав предпринимателей в Республике Ингушетия» и иными нормативными правовыми актами.
Оперативное и качественное решение задач, стоящих перед Уполномоченным невозможно без взаимодействия с органами законодательной и исполнительной власти Республики Ингушетия, органами местного самоуправления, территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти в Ингушетии, органами прокуратуры, правоохранительными органами, общественными организациями и другими публичными структурами.
Руководством Республики Ингушетия принимаются все доступные в санкционный для Российской Федерации период меры для развития и поддержки бизнеса, а также улучшения инвестиционного климата в регионе.
На территории субъекта действует инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства, по широкому ряду направлений оказывается поддержка в форме грантов и льготного кредитования.
Также следует отметить подписанный Главой Республики Ингушетия Калиматовым М. М. Закон Республики Ингушетия от 7 июля 2023 года № 58 -РЗ, предусматривающий снижение налоговой ставки для отдельных категорий налогоплательщиков при применении упрощенной системы налогообложения на территории Республики Ингушетия. Данный закон принят Народным Собранием Республики Ингушетия 4 июля 2023 г.
Благодаря принимаемым мерам наблюдается устойчивая динамика роста субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП). По состоянию на 10 января 2024 года осуществляло деятельность 6 тысяч 324 субъекта МСП, что на 15,7 % больше, чем на 10 января 2023 года. Число физических лиц, зафиксировавших статус самозанятых, увеличилось почти в 2 раза и составило 16 тысяч 536 человек.
1.2. Структура регионального института уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Ингушетия.
Аппарат Уполномоченного создан 9 января 2014 года и действует на основании Положения, утвержденного приказом уполномоченного по защите прав предпринимателей в РИ от 18 июня 2018 года № 13-пр.
Общественные институты при Уполномоченном:
- общественная приемная уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей - создана в соответствии с приказом уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей от 8 мая 2012 г. №12-Пр «Об общественных приемных в субъектах РФ»;
- общественные помощники Уполномоченного;
- общественный экспертный совет;
- общественные приемные Уполномоченного в муниципальных образованиях.
В 2023 году количественный состав общественных помощников в муниципальных образованиях и общественных помощников по отдельным направлениям, осуществляющих свою деятельность на общественных началах, был увеличен до 12 человек.
В муниципальных образованиях действуют две общественные приемные уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Ингушетия в г. Назрани и в Сунженском районе.
1.3. Взаимодействие регионального уполномоченного с уполномоченным при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей.
В рамках взаимодействия с уполномоченным при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей осуществляется координация деятельности региональных омбудсменов, обмен информацией и лучшими практиками, мониторинг деловой среды, экономического и инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации, подготовка и направление предложений по совершенствованию федерального законодательства.
Основными формами взаимодействия Уполномоченного с уполномоченным при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей и его аппаратом являются:
- информирование аппарата уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей о результатах деятельности в виде ежемесячного отчета по установленной форме «Профиль региона»;
- работа в единой информационной системе аппарата уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, в которой отражается работа Уполномоченного в части учета и рассмотрения жалоб и обращений субъектов предпринимательской деятельности;
- направление статей, пресс -релизов о деятельности Уполномоченного для размещения их на официальном сайте уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей;
- участие в вебинарах, совещаниях по различным тематикам, организованных аппаратом уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, которые помогают выработать общую позицию, обменяться мнениями с коллегами и экспертами;
- получение консультационной и правовой поддержки посредством обмена информационно-аналитическими материалами, статистическими данными и иными сведениями по основным направлениям деятельности Уполномоченного, в том числе о законодательных инициативах и выявленных системных проблемах, препятствующих развитию предпринимательства.
За отчетный период уполномоченным при Президенте РФ ингушскому омбудсмену направлено на рассмотрение 2 обращения. По 1 обращению права предпринимателей восстановлены в полной мере, 1 обращение признано необоснованным.
1.3.1. Взаимодействие с законодательными и исполнительными органами власти, прокуратурой, органами местного самоуправления, общественными объединениями предпринимателей.
Среди обращений Уполномоченного, направленных в 2023 году, можно выделить следующие обращения:
- об отсутствии у предпринимателей возможности получения выписки из федеральной государственной информационной системы, обеспечивающей формирование, ведение и использование Государственного адресного реестра (ФИАС) по причине невнесения в указанную базу информации по муниципальным образованиям региона;
- об оказании содействия в снижении ставки имущественного налога, исчисляемого от кадастровой стоимости;
- обращение о снижении имущественного налога совместно с представителями предпринимательского сообщества;
- по вопросу оказания содействия в выделении предпринимателю земельного участка в долгосрочную аренду;
- о предоставлении права законодательной инициативы уполномоченному по защите прав предпринимателей в Республике Ингушетия;
- об информировании Уполномоченного об изменениях законодательства в сфере предпринимательства.
Также Уполномоченный обращался в Народное Собрание Республики Ингушетия с предложениями внести изменения в законодательство республики, регулирующее предпринимательскую деятельность, в том числе предложение о внесении изменений в Жилищный кодекс РФ, предложение о рассмотрении профильным комитетом вопроса о снижении показателя (коэффициента), учитываемого при расчете арендной платы, уплачиваемой крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.
За отчетный период по обращениям Уполномоченного в защиту прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности органами прокуратуры Республики Ингушетия внесено 13 представлений об устранении выявленных нарушений, отменено 1 постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, возбуждено 5 административных дел по фактам нарушения сроков представления информации по запросам Уполномоченного.
По результатам мер прокурорского реагирования в 2023 году также привлечены к дисциплинарной ответственности должностные лица органов внутренних дел республики.
За отчетный период было направлено 63 запроса в органы государственной и муниципальной власти.
В 2023 году уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Ингушетия заключил 4 новых соглашения о взаимодействии с:
- Ассоциацией крестьянских фермерских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов Республики Ингушетия;
- Отделением Национального Банка по Республике Ингушетия Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации;
- Отделом Федеральной службы исполнения наказания по Республике Ингушетия (дополнительно);
- региональными отделениями «Деловая Россия», «Ассоциация молодых предпринимателей» Ингушетии (трехстороннее соглашение).
1.4. Информационное обеспечение деятельности регионального уполномоченного.
Главные источники информации о деятельности Уполномоченного: официальный интернет-портал Уполномоченного www.magas-pravo.ru, телеграм- канал (https://t.me/magaspravo).
В рамках открытости института уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Ингушетия на общедоступных информационных ресурсах была размещена следующая информация о деятельности
Уполномоченного:
- количество информационных материалов, размещенных на официальном сайте уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, - 36;
- количество информационных материалов, размещенных на официальном сайте Уполномоченного и страницах телеграмм-каналов, - 110.
Кроме того, мероприятия, организованные и проведенные в отчетном периоде, освещались в региональных средствах массовой информации. За прошедший год таких мероприятий было организовано 17.
Раздел 2.Основная деятельность
2.1. Работа Уполномоченного, связанная с проведением мероприятий по предотвращению нарушений прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, и восстановление в пределах компетенции их нарушенных прав.
В целях защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности Уполномоченным проведен ряд мероприятий, в том числе рабочие встречи с прокурором республики, встречи с предпринимателями, круглые столы и семинары, среди которых следует отметить следующие:
- 2 февраля 2023 г. встреча с прокурором республики по вопросам необоснованных отказов (уклонения) органов государственной и муниципальной власти от заключения договоров аренды на государственную собственность;
- в марте 2023 г. встреча с предпринимателями г. Малгобека и Малгобекского района, руководством муниципальных округов республики для обсуждения обоснованности действующей ставки налога на имущество;
- 12 апреля 2024 г. встреча с академиком Международной Академии менеджмента Несивкиной И. В., в ходе которой обсуждались актуальные для субъектов МСП вопросы, в том числе вопросы развития туристического бизнеса;
- 23 октября 2023 года участие в парламентских слушаниях Комитета Государственной Думы по малому и среднему предпринимательству на тему «Развитие малого и среднего предпринимательства в России: задачи, перспективы, законодательное обеспечение»;
- 14 ноября 2023 г. сотрудники Аппарата уполномоченного по защите прав предпринимателей совместно с Минпромсвязи РИ провели обучающий семинар по вопросам применения контрольно-кассовой техники, изменений в законе «О контрольно-кассовой технике», обязательных требований законодательства в сфере защиты прав потребителей;
- 4 декабря 2023 г. участие в заседании Комитета по аграрной политике и природопользованию Народного Собрания РИ по вопросу стоимости аренды земельных участков;
- 21 декабря 2023 встреча с предпринимательским сообществом, на которой заслушивался доклад о деятельности Уполномоченного.
2.2. Работы с обращениями.
В порядке, установленном Законом Республики Ингушетия от 3 декабря 2013 года № 46-РЗ «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в
Республике Ингушетия», осуществлялось рассмотрение письменных обращений, в числе которых переходящие с 2021 - 2022 годов (1 обращение с 2021 года и 9 обращений с 2022 года).
В 2023 году рассмотрено 41 письменное обращение, некоторые из них носили коллективный характер.
Структура поступивших обращений выглядит следующим образом:
Обращения, касающиеся бездействия - 9
правоохранительных органов, и
необоснованный отказ в возбуждении
уголовного дела
Обращения, касающиеся расторжения - 7
договоров аренды земельных участков
Обращения, касающиеся высокой ставки - 4
налога на имущество
Обращения, касающиеся неисполнения - 2
обязательств по исполненным государственным
и муниципальным контрактам
Обращения, касающиеся бездействия - 1
органов исполнительной власти
Иные обращения - 18
Результаты успешного рассмотрения обращений предпринимателей.
По инициативе Уполномоченного в 2023 году в г. Малгобеке и Малгобекском районе приняты решения о снижении ставки налога на имущество от кадастровой стоимости с 2% до 0,5%. Ведется работа и по снижению ставки налога в других муниципальных образованиях региона.
В 2023 г. в адрес Уполномоченного по защите прав предпринимателей Республики Ингушетия поступила жалоба от главы КФХ с просьбой оказать содействие в возбуждении уголовного дела в отношении лица, которое в результате мошеннических действий в отношении него и других предпринимателей причинил ущерб на общую сумму в 11 миллионов рублей. Уполномоченный направил обращение в республиканскую прокуратуру. По результатам прокурорской проверки постановление об отказе в возбуждении уголовного дела было отменено и возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ.
В рамках рассмотрения обращения предпринимателя и проведенной по инициативе бизнес-омбудсмена прокурорской проверки были выявлены нарушения муниципальных образований региона по размещению необходимых сведений в федеральной государственной информационной системе, обеспечивающей формирование, ведение и использование Государственного адресного реестра (ФИАС). Права предпринимателя были восстановлены. По фактам выявленных нарушений в адрес глав администраций прокуратурами городов и районов внесены девять представлений об устранении нарушений федерального законодательства.
Индекс «Административное давление-2023»
Уполномоченным проводится работа по улучшению позиций Республики Ингушетия в ежегодном рейтинге на основе индекса административного давления.
Рейтинг индекса административного давления — традиционная часть большого ежегодного доклада, который Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам предпринимателей представляет Президенту России.
Индекс высчитывается по итогам деятельности за год 9 ведомств, на долю которых приходится наибольшее количество проверок: Роспотребнадзор, Ростехнадзор, Россельхознадзор, Росприроднадзор, Роструд, МЧС, Росздравнадзор, Ространснадзор и ФНС России.
В основу рейтинга положены три основных показателя:
J доля предупреждений в общем числе наказаний;
J доля субъектов предпринимательства, подвергнутых контролю и надзору, в общем числе подконтрольных субъектов;
J доля профилактических мероприятий от общего числа контрольно - надзорных и профилактических мероприятий.
Показатели индекса административного давления за 2023 год станут известны во втором полугодии текущего года.
Для улучшения позиций региона в рейтинге считаю необходимым 9 вышеуказанным ведомствам:
J увеличить объем публичной информации для субъектов предпринимательства о праве пользоваться профессиональной консультацией контролирующих органов для всех органов контроля;
J увеличить долю профилактических мероприятий в общем количестве контрольно-надзорных и профилактических мероприятий для всех органов контроля;
J увеличить долю предупреждений от общего числа наказаний для Роспотребнадзора по РИ, Ростехнадзора по РИ и Роструда по РИ.
2.3. Реализация специальных полномочий регионального уполномоченного, в том числе судебных.
В рамках реализации специальных полномочий бизнес-омбудсмена в 2023 году подготовлено 10 мотивированных предложений о принятии нормативных правовых актов (о внесении изменений в них и признании утратившими силу). В отчетном периоде также подготовлено 10 заключений на проекты нормативных правовых актов.
Также в 2023 году Уполномоченным было принято участие в арбитражных процессах в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований; направлено ходатайство в Верховный Суд Республики Ингушетия о смягчении меры пересечения (на подписку о невыезде) обвиняемому предпринимателю в связи с отсутствием оснований для ограничения свободы.
2.4. Проблемы предпринимателей, связанные с нарушениями законодательства или ошибками правоприменительной практики.
Исходя из имеющихся данных можно говорить о том, что вопросы, возникавшие при ведении бизнеса в 2023 году на территории региона, в целом схожи с вопросами, которые возникали у предпринимателей других субъектов России, и выглядят следующим образом:
J аренда, земельные и имущественные отношения (продление действующих договоров аренды; попытки расторжения действующих договоров аренды; ставка налога на имущество; кадастровая стоимость объектов);
J государственные и муниципальные закупки (неисполнение обязательств по исполненным государственным заказам);
J действие (бездействие) правоохранительных органов.
2.5. Предложения по повышению эффективности деятельности института уполномоченных.
Предлагаю внести изменения в ст. 40 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, установив право уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации обращаться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц, неопределенного круга лиц, публичных интересов.
Считаю необходимым внесение изменений в ст. 53.1 АПК РФ, наделяющих уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах правом вступить в дело на стороне истца или ответчика в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований.
В целях ужесточения административной ответственности за воспрепятствование законной деятельности уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Ингушетия предлагается внести изменения в Закон Республики Ингушетия от 7 декабря 2010 г. № 60-РЗ «Об административной ответственности за совершение отдельных правонарушений на территории Республики ингушетия», предусматривающие увеличение размера административного штрафа.
Раздел 3. Предложения.
3.1. Предложения по поддержке малого и среднего предпринимательства.
J Муниципальным образованиям продолжить планомерную работу по снижению ставки налога на имущество.
J Предоставить предпринимателям возможность досудебного оспаривания результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости и создать соответствующую комиссию.
J Рассмотреть возможность дополнения мер поддержки субъектов предпринимательства, осуществляющих производственную деятельность.
J Упростить схему присоединения к технологическим сетям энергоресурсных организаций для предпринимателей путем создания и использования в этих целях процедуры оформления по принципу «одного окна»; снизить рост затрат бизнеса на услуги естественных монополий.
И. о. Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Ингушетия