ГӀалгӀай къаман
юкъара газет

Порядок опубликования нормативных правовых актов

Порядок опубликования нормативных правовых актов Республики Ингушетия

16.11.2023 15:59

Один из главнейших способов соблюдения принципа гласности в нормотворческой деятельности органов публичной власти и должностных лиц - официальное опубликование для всеобщего сведения нормативных правовых актов и иных источников права, издаваемых ими.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации «законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».

Рассматриваемое положение Конституции РФ закрепляет важную гарантию защиты общества от произвола государства. Она запрещает применение на территории России неопубликованных актов, при этом нормативные правовые акты разделяются на две части:

1) законы (включая законы РФ о поправках к Конституции РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов РФ) подлежат обязательному опубликованию в любом случае;

2) иные нормативные правовые акты подлежат обязательному опубликованию при условии, что они затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина. Вместе с тем допускается существование неопубликованных индивидуальных правовых актов и актов, не затрагивающих права и свободы.

Данные конституционные предписания носят императивный характер и в равной мере распространяются на все законы и другие нормативные акты - как федерального уровня, так и уровня субъектов Федерации.

Применительно к конституции (уставу) и законам субъекта Российской Федерации пунктом 5 статьи 8 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» определен общий срок их вступления в силу - со дня официальной публикации. По отношению к срокам начала действия региональных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина предусмотрены специальные требования - не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.

Как отметил Конституционный Суд РФ в Определении от 10 марта 2005 №71-0 по запросу Самарского областного суда о проверке конституционности положений пункта 5 статьи 8 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», установление сроков вступления в силу законов субъекта РФ по вопросам, относящимся к сфере прав и свобод, является прерогативой (дискрецией) самого законодательного органа субъекта Федерации, если иное не установлено федеральным законодательством. Определение разумных сроков введения в действие соответствующих законов призвано обеспечить защиту прав и свобод человека и гражданина. Факт наличия или отсутствия в законе или ином нормативном акте, принятом субъектом Российской Федерации, положений, затрагивающих вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина, устанавливается компетентным судом, действующим на уровне регионов.

В связи с тем что на федеральном уровне пока еще на принят нормативный правовой акт регулирующий общие положения о нормативных правовых актах, и связанных с ними вопросах в том числе обнародования (опубликования) законодательным органом государственной власти Республики Ингушетия - Народным Собранием Республики Ингушетия, был принят закон от 07.12.1999 №29-РЗ «О нормативных правовых актах Республики Ингушетия» в котором определены понятие и виды нормативных правовых актов Республики Ингушетия и их соотношение между собой, порядок их подготовки, опубликования, действия, разъяснения и систематизации, а также способы разрешения юридических коллизий.

Так, в статье 28 закона Республики Ингушетия от 07.12.1999 № 29-РЗ зафиксировано положение о том, что «нормативные правовые акты Республики Ингушетия подлежат официальному опубликованию. Официальным опубликованием нормативных правовых актов Республики Ингушетия считается первая публикация их полного текста в газетах «Ингушетия», «Сердало» или в «Собрании законодательства Республики Ингушетия». Таким образом республиканский закон установил что все нормативные правовые акты без исключения - независимо от того затрагивают ли они права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат официальному опубликованию. Однако в исключительных случаях, Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» предусмотрена возможность опубликования нормативных правовых актов в печатном издании не являющимся источником официального опубликования либо доведения его до сведения населения в ином порядке.

Согласно статье 29 республиканского закона контроль за правильностью и своевременностью опубликования законов Республики Ингушетия и актов Главы Республики Ингушетия осуществляет - Администрация Главы и Правительства Республики Ингушетия, постановлений Народного Собрания Республики Ингушетия - Аппарат Народного Собрания Республики Ингушетия, нормативных правовых актов Правительства Республики Ингушетия и республиканских органов исполнительной власти осуществляет Аппарат Правительства Республики Ингушетия и соответствующие органы исполнительной власти.

Электронни газета язле

(PDF) кӀира цкъа арадувла къаман юкъара «Сердало» газет, цӀагӀара ара ца воалаш деша таро я

Хьаязде